Аграрная реформа Столыпина

Аграрная реформа Столыпина

Период 'столыпинской реакции' виселицы - 'столыпинские галстуки' с одной стороны и борец за благо России, человек, 'достойный сесть на царский трон' - с другой. В частности, интересный факт, нынешний президент России Б.Н.Ельцин называл трех великих реформаторов России: Петра I, Александра II, и П.А.Столыпина.

Правда, политическая карьера Столыпина была недолгой - всего 5 лет. За это время он был министром внутренних дел и председателем Совета министров. Но причина особого интереса к личности Столыпина не только в его личной судьбе и драматизме сопровождающих ее событий. С деятельностью 'российского Бисмарка' тесно связан вопрос о том, какого же значение столыпинского курса и почему не состоялся путь реформ. Этот вопрос не получил удовлетворительного ответа в литературе о Столыпине.

Многие исследователи считают, что столыпинским реформам помешали осуществиться не объективные факторы, а ограниченность и слепота царизма, верхов. Сами же реформы были столь значительны, что, увенчайся они успехом, не только никакого Октября, но и Февраля не было бы.

Поднимают Столыпина на щит ультраправые элементы, выдвигая на первый план его национализм и все провалы его курса объясняющие фактом убийства Столыпина. Кто же он был - Петр Аркадьевич Столыпин? Этот вопрос помо- - 4 - жет разобраться в ярком облике этого человека, противоречивости его биографии и окружающей Петра Аркадьевича обстановке.

Столыпин - выходец из старого дворянского рода, известного с конца XVI века. Род Столыпиных дал России выдающихся политических и литературных деятелей.

Бабушка М.Ю.Лермонтова - урожденная Столыпина.

Прадед - сенатор А.А.Столыпин - друг М.М.Сперанского, крупнейшего государственного деятеля начала XIX века. Отец - Аркадий Дмитриевич - участник Крымской войны, Друг Л.Н.Толстого, навещавший его в Ясной Поляне. Мать П.А.Столыпина - Анна Михайловна - урожденная Горчакова - племянница канцлера России А.М.Горчакова, одноклассница А.С.Пушкина по лицею. Жена Петра Аркадьевича - правнучка А.В.Суворова. Таким образом, семья Столыпиных в XIX - XX веках была в родстве и дружбе со знаменитейшими людьми России. Семья П.А.Столыпина владела поместьями в Нижегородской, Казанской, Пензенской и позже Каунасской губерниях. Петр Аркадьевич в 1881 году неожиданно для многих поступил на физико-математический факультет Петербургского университета, где с интересом изучал физику, геологию, ботанику, зоологию, астрономию. По окончании университета Столыпин служил в министерстве государственных имуществ на скромной должности помощника столоначальника и со скромным чином коллежского секретаря. Через 10 лет П.А.Столыпин ковенским губернским предводителем дворянства, а еще через 3 года - в 1902 году неожиданно для себя - гродненским губернатором. 2. В то время на арену общественной жизни главным выступил аграрный вопрос.

Царизм проводил экономическую политику, направленную на всемерную поддержку государственными средствами разорившегося крупного дворянского землевладения.

Государство должно было активно вмешиваться в аграрные отношения помещика и крестьянина, переориентировать политику Крестьянского поземельного банка - и все это с одной чисто полицейской целью - ослабить борьбу крестьян с помещиками, защитить интересы последних. Было создано 'Особое совещание о нуждах сельско-хозяйственной промышленности' в Петербурге, но оно имелось не только в столице. Было образовано 82 областных и губернских и 536 уездных комитетов - 5 - этого совещания, возглавлявшихся личной властью.

Гродненский губернатор, П.А.Столыпин, решительно высказался за уничтожение общинной чересполосицы и расселение на хутора. При этом Столыпин заявил: 'Ставить в зависимость от доброй воли крестьян момент ожидаемой реформы, рассчитывать, что станет при подъеме умственного развития населения, который настанет неизвестно когда, жгучие вопросы разрешаться сами собой, - это значит отложить на неопределенное время проведение тех мероприятий, без которых немыслимы ни культура, ни подъем доходности земли, ни спокойное владение земельной собственностью ' . * Гродненским губернатором П.А.Столыпин пробыл недолго . В 1902 году его назначили губернатором в более крупную и важную губернию - Саратовскую. Здесь-то и застала его первая революция, в борьбе с которой он применял весь арсенал средств - от обращения к черносотенцам, возглавляемым епископом Гермогеном, до применения войск, жестоко расправлявшихся с восставшими крестьянами. При этом в деятельности молодого самого губернатора проявились две отличительные черты, характерные для всей его будущей государственной деятельности. Во-первых он никогда не смущался карать не только 'левых', но и 'правых', если их деятельность выходила за установленные им рамки. Так, когда черносотенная агитация 'Братского листка', издававшегося под предводительством епископа Гермогена, переходила допустимые, с точки зрения губернатора, грани, он своей властью запрещал их распространение, а когда черносотенцы в Балашове пришли громить забастовавших земских медиков, присутствовавший там губернатор прислал казаков для защиты собравшихся в гостинице на собрание земских служащих. ** Вовторых характерно и другое: в отличие от большинства высокопоставленных людей, отдающих кровавые палаческие приказы из надежно защищенных кабинетов без малейшего риска для собственной персоны, Столыпин обладал личной храбростью и не боялся стоять лицом к лицу с разъяренной толпой.

Вообще, Столыпин пришел к власти в переломный момент, когда в правящих кругах происходил пересмотр политического курса, оп- * Изгоев А.П. 'П.А.Столыпин: очерк жизни и деятельности' М. 1912г. ** Зырянов П.И. 'Столыпин без легенд' Москва 1992 - 6 - ределяемого термином 'Цезаризм'. Курс этот представлял собой попытку царизма укрепить свою социальную опору, расшатанную революцией, сделав ставку на крестьянство, конкретно - создав Думу с преобладанием крестьянских представителей.

Проводивший этот курс с.ю.Витте позже писал в своих заметках: 'Вчера в Киеве тяжело ранен Столыпин. Таким образом, открывается третье действие после 17 Октября.

Первое действие - мое министерство, второе - Столыпинское'. * К этому следовало бы добавить, что второе действие было начато Столыпиным в декорациях первого, созданных самим Витте. 'Декорациями явились две первые Государственные думы, созванные по так называемому виттевскому избирательному закону 11 декабря 1905 года определившему их главную - 'крестьянскую' суть. Уже на петергофских совещаниях в июле 1905 года под председательством царя, подготовивших так называемую булыгинскую /законосовещательную/ Думу, пред правящими кругами встал вопрос, на кого опираться в ней. От решения этого вопроса зависел характер будущего избирательного закона. Был не прямой, а косвенный плебисцит - крестьянство должно было продемонстрировать свою старую феодальную преданность монарху новым, буржуазным, конституционным способом. И вот здесь произошел первый серьезный прокол в испытанном лозунге 'царь и народ'. Вчера еще темный патриархальный мужик избрал думу без единого правого.

Самыми правыми оказались октябристы, которых оказалось всего 13 человек; примерно 60 депутатов принадлежали к фракциям 'прогрессивного' типа, занимавшими позицию между октябристами и кадетами; последние получили треть всех мандатов - 161; фракция трудовиков насчитывала 107 человек /потом она уменьшилась до 97/; беспартийных было чуть больше 100. Иначе говоря, Дума оказалась наполовину левой, а ее центром стали кадеты с программой принудительного отчуждения земель - аграрного курса, отвергнутого царем. Это было первое противоречие.

Второе оказалось еще более серьезным: трудовики, крестьяне в свою очередь отвергли кадетский законопроект и выдвинули свой собственный /проект 104-х/, содержание которого сводилось к кон- * Витте С.Ю. Воспоминания Москва 1980 год - 7 - фискации помещечьих земель и национализации вообще всей земли.

Именно в этой ситуации на политическую сцену вышел П.А.Столыпин, который был назначен министром внутренних дел /26 апреля 1906 года/. Не случайно накануне открытия I Думы назначается новый министр внутренних дел: старые методы руководства себя полностью исчерпали, нужен был человек, способный на радикальные изменения в стране. Таким человеком и оказался П.А.Столыпин. I дума была открыта царем, обратившимся к ней с речью в Таврическом дворце, на другой день - 27 апреля. Нет сомнения, что Столыпин получил свой пост именно под Думу в том смысле, что ему было доверено проложить новый политический курс в новых, совершенно не привычных для царизма политических условиях - обеспечить сожительство ничем не стесненного самодержавия с 'народным представительством'. То что Столыпин начал свой 'конституционный' путь преобразований в ранге не главы правительства, а всего лишь министра внутренних дел, никого не обманывало. Во-первых, министерство, которое он возглавлял, было ключевым, ибо именно оно определяло в первую очередь внутреннюю политику правительства; этот самый пост остался за ним и тогда, когда он сменил И.Л.Горемыкина на посту председателя совета министров, а это произошло уже через 72 дня. И здесь судьбы I Думы и Столыпина оказались взаимосвязаны. Ее роспуск и его назначение на пост премьера произошли день в день - 8 июля 1906 года. Дума оказалась в центре главных забот Столыпина.

Сложившаяся ситуация была достаточно сложной: с одной стороны, стало очевидным, что правительству и помещикам в ней не ужиться, так как аграрная программа трудовиков ставила под вопрос само существование режима; с другой стороны, разгон Думы в условиях спада революционной деятельности мог привести к непредсказуемым последствиям. Между тем судьба Думы была уже фактически решена.

Имелся уже Указ о роспуске, Столыпин по телефону известил председателя Думы, кадета С.А.Муромцева о своем намерении выступить в Думе 9 июля, а через 7 дней Таврический дворец уже был оцеплен войсками.

Именно с этого момента начинается стремительный взлет Столыпина к вершинам власти.

Особенно резко подскочил его рейтинг после покушения, совершенного эсерами-максималистами 12 августа 1906 года на даче на Александровском острове, где он жил вместе с семьей, были тяжело ранены во время покушения его четырнадца- - 8 - тилетняя дочь и трехлетний сын.

Реальным результатом этого жестокого и бессмысленного акта явилась быстрая и еще более жестокая ответная реакция власти. II Дума была избрана Столыпиным в качестве испытательного полигона для будущего курса. Хотя после долгих колебаний и борьбы в верхних эшелонах власти II Думу решили созвать по старому избирательному закону, уже с первых дней ее существования для всех стало ясно, что она обречена, и самый ход избирательной кампании показал, что цезаризм в форме заигрывания с крестьянами отброшен. II Дума начала свою работу 20 февраля 1907 года и уже 6 марта Столыпин выступил перед ней с правительственной программой реформ.

Список открывал знаменитый указ от 9 ноября и за ним следовали другие аграрные мероприятия.

Хитрость и политическая ловкость П.А.Столыпина проявились уже в том, что главный в своей политической карьере экономический шаг, основную реформу России - новый аграрный закон со скромным названием 'О дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающихся крестьянского землевладения и землепользования' он предложил в междумский период - 9 ноября: I Дума уже разогнана, а вторая еще не созвана. К этому закону успели хотя бы привыкнуть до созыва II Думы.

Вынесение этого указа перед Думой могло вызвать непредсказуемую реакцию со стороны крестьянских депутатов. Суть указа от 9 ноября сводилась, в принципе к ликвидации крестьянской общины.

Столыпин разрешал всем желающим крестьянам со своими наделами выделиться в отдельное хозяйство - 'отруб', т.е. самостоятельное хозяйство на территории общины или вообще уйти на отдельные от общины земли - на хутора. И в первом, и во втором случае земли выделялись в один участок.

Однако крестьяне получали не только разрешение на выход из общины, но и поощрялись к этому. Указ разрешал домохозяевам, имевшим земли больше норм душевого владения, взять из общины земли больше, т.е. земли тех, кто умер /'мертвые души', которые в манипуляциях живых впервые увидел и показал великий Гоголь/ после последнего передела земель /а они по закону должны были проходить не реже 25 лет/. За каждым домохозяином, переходившим от общинного владения землей к личному сохраняли все участки - 9 - земли, находившиеся в его пользовании как арендные, в случае отсутствия передела в последние 24 года. За 24 года получился большой довесок земли богатым крестьянам, которые, как правило, арендовали земли, /у бедняцкого хозяйства на аренду средств не было/. П.А.Столыпин реформировал крестьянское хозяйство, оставляя в незыблемости помещичье землевладение.

Поэтому остается согласиться с ученым РАН Зыряновым, что по своему существу аграрная реформа Столыпина сохраняла крупные помещичьи латифундии, возлагая на них главные надежды. Но дворянское землевладение в силу целого ряда причин уходило в прошлое.

Отсюда и половинчатость реформы: защитить полностью дворянские интересы и создать новый класс в деревне - кулаки. Это затрудняло и замедляло развитие капитализма в деревне, хотя прогрессивный характер столыпинской реформы очевиден.

Несколько последующих законопроектов касались свободы совести. Были, кроме того, обещаны законопроекты о неприкосновенности личности и введении волостного земства, рабочим - профсоюзы и государственное страхование, в стране в целом - реформа образования.

Вторая часть программы была изложена в том же духе.

Столыпин твердо дал понять, что режим не намерен делиться своей властью с 'народным представительством'. Об этом ярко свидетельствовали последние фразы выступления.

Заявив, что правительство для реализации этой программы готово совместно с законодательными учреждениями 'приложить величайшие усилия', оратор сразу же пояснил, какое правительство он имеет в виду: правительство, которое 'хранит исторические заветы России', т.е. самодержавно монархическую власть, правительство, которое 'восстановит в ней /стране/ порядок и спокойствие, т.е. правительство стойкое и чисто русское, каковым должно быть и будет правительство его величества'. * Спустя неделю, 13 марта, выступая по вопросу об отмене закона 19 августа 1906 года о военно-полевых судах, Столыпин сформулировал свое политическое кредо весьма определенно и достаточно образно: ' Государство обязано, когда оно находится в опасности, * П.А.Столыпин 'Нам нужна великая Россия' 1991 - 10 - принимать законы для того, чтобы оградить себя от распада... Когда дом горит, господа, Вы вламываетесь в чужие квартиры, ломаете двери, ломаете окна...'** 10 мая Столыпин выступил с изложением правительственной концепции разрешения аграрного вопроса. Мысль о праве выхода из общины и укреплении земли в качестве личной собственности, а также о создании хуторских и отрубных хозяйств, созрела у Столыпина задолго до назначения его министром внутренних дел. Еще будучи Ковенским уездным Предводителем Дворянства и Председателем местного Съезда Мировых Посредников, Столыпин энергично пропагандирует среди литовцев-крестьян идею об отрубах и проводить эту меру, достигая целого ряда, необходимых для начала этого дела, крестьянских приговоров. Речь же была его коронная и итоговая речь во II Думе. Указ 9 ноября трактовался как выбор между крестьянином-бездельником и крестьянином-хозяином в пользу последнего.

Правительство ' желает видеть крестьянина богатым, зажиточным, т.к., где достаток, там, конечно, и просвещение, там и настоящая свобода'. Чтобы подчеркнуть генеральное значение избранного курса и твердую решимость претворить его в жизнь, Столыпин закончил свою речь фразой, которая, конечно, была заготовлена заранее: ' Противникам государственности хотелось бы избрать путь радикализма, путь освобождения культурных традиций. Им нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия! ' Из всех крылатых фраз эта, как показало время, в его ораторском арсенале оказалась лучшей и наиболее политически эффектной.

Столыпинская аграрная программа настолько совпадала с аграрной программой Совета объединенного дворянства, что все тогдашние политические наблюдатели, от кадетов до большевиков, прежде всего подчеркивали это родство.

Цитированный выше кадет А.С.Изгоев отмечал, что программа Столыпина - это программа 'объединенных дворян'. В июне 1906 года будущий лидер умеренно-правых - Балашов в записке царю писал:' Дайте, государь, крестьянам их земли в полную собственность, наделите их новой землей из государственных имуществ и из частных владений на основании полюбовной частной сделки, усильте переселение, удешевите кредит, а главное - повелите приступить немедленно к разверстанию эемли - 11 - между новыми полными ее собственниками, и тогда дело настолько займет крестьян и удовлетворит главную их потребность и желание, что они сами откажутся от общения с революционной партией'. Нетрудно видеть, что здесь перечислены все пункты столыпинской аграрной реформы.

Обсуждение указа 9 ноября 1906 года началось в Думе 23 октября 1908 года, т.е. спустя два года после того, как он вошел в жизнь.

Обсуждение его шло более полугода.

Докладчиком аграрной комиссии по праву стал октябрист С.И.Шидловский. С первых же слов он был вынужден признать, что еще совсем недавно идея конфискации помещичьей земли находилось в плоскости практического решения, а в настоящий момент продолжает оставаться заветной крестьянской мечтой.

Отвергая такой подход в принципе, докладчик противопоставил ему идею личной крестьянской собственности на землю.

Только такая собственность выведет крестьянина из нужды, сделает из него свободную личность. ' Если кто действительно желает обращения нашего государства в правовое,- утверждал он,- то не может высказаться против личной собственности на землю'. Самой выразительной была речь Маркова 2-го, как всегда грубо откровенная, а потому и наиболее ценная. С презрением отвергнув кадетский тезис о том, что право выше силы, Марков без обиняков заявил:' Я думаю, что сила... выше писаного права'. Это был исходный тезис. ' Я нисколько не опасаюсь того,- говорил он далее,- что часть крестьян неизбежно при этом обезземелет, и опять-таки в этом я не вижу ни малейшего зла'. Устами Маркова помещичья контрреволюция ясно дала понять, что для сохранения своих земель она не остановится ни перед каким насилием.

Позиция же кадетов обуславливалась двумя главными мотивами: - пониманием, что с каждым годом действия указа 9 ноября их собственная программа ' принудительного отчуждения ' становится анархизмом - весьма обоснованным опасением, что в случае краха столыпинского аграрного курса в стране разразится новая революция Поэтому в их выступлениях основным мотивом был призыв к осторожности, к разъяснению, что ' принудительное отчуждение ' лучше, чем указ 9 ноября.

Первый кадетский оратор Шингарев начал свою речь с характерного признания: 'Этот кошмарный аграрный вопрос в России облада- - 12 - ет странным свойством феникса, вновь возрождающегося из, казалось бы, потухшего пепла'.* Призыв Шингарева к осторожности распространялся прежде всего на общину. Он защищал ее 'жизнеспособность, способность к 'здоровой' революции', требовал сохранения за выделенными землями характера надельных земель. 'Я человек западной культуры, - вторил ему второй кадетский оратор, А.Ф.Бабянский, - но я был учеником знаменитого профессора К.Д.Карелина в 80-х годах. Это тоже человек западный, но я помню его поучения в этом отношении. Он говорил: 'Господа, берегите общину, вы помните - это вековой институт'.** В основе всей кадетской критики указа лежал страх перед революцией. Еще на заседании земельной комиссии 16 января 1908 года кадет А.Е.Березовский заявил: 'Указ приведет к образованию сельского пролетариата, который волей-неволей нами этой свободой толкается на грабежи и присвоение чужой собственности...' Большинство же правых крестьян высказались в духе законопроекта 42-х.

Говорилось, что в аграрном вопросе должны быть разрешены еще многие другие стороны, т.к. не суть важно, что острота явилась в аграрном вопросе от 9 ноября, а суть важно и остро это безземелье и малоземелье крестьян'. 'Если я голоден, - сказал далее Андрейчук, - все равно буду кричать: 'есть хочу'. Поэтому необходимо частичное отчуждение'. Очень точно отношение правых депутатов-крестьян Могилевской губернии выражал Шевцов '... он /народ/ ожидал вовсе не указа 9 ноября, он его и не ожидает; он ожидает не разделения наших земель, которые у нас есть, он ожидает каких-либо источников наделения крестьян землей... Поэтому, про указ 9 ноября я упоминаю с болью в сердце...' Трудовик же защищал общину как выразитель определенной доктрины. В ней он видел одно из средств борьбы против 9 ноября.

Община, по его мнению, худо ли, бедно, но все же защищала крестьян от быстрого и массового обезземеливания, которым грозил столыпинский указ. Что же можно сказать о реализации и итогах этой реформы? Важнейшими инструментами разрушения общины и насаждения мел- * , ** Шигловский 'Воспоминания' - 13 - кой личной собственности были крестьянский банк и переселение. Закон 14 июля 1910 года действовал в течение 8-9 лет. НА 1905 год в европейской части России насчитывалось 12,3 млн. крестьянских дворов.

Сопротивление крестьян не позволило добиться сколько-нибудь массовой хуторизации.

Деятельность Крестьянского банка также не дала желаемых результатов.

Переселенческая политика особенно наглядно продемонстрировала методы и итоги столыпинской аграрной политики.

Переселение не разрядило скольконибудь значительно земельной тесноты. Число переселенцев и ушедших в города не поглощало естественного прироста населения.

Большинство оставалось в деревне, еще более увеличивая земельную тесноту и аграрное перенаселение, таившее в себе угрозу нового революционного взрыва в деревне. Одним словом, реформа не удалась.Она не достигла ни экономических, ни политических целей, которые перед ней ставились. Но прежде всего столыпинский курс провалился политически. Он не заставил крестьянина забыть о помещичьей земле, как рассчитывали вдохновители и авторы указа 9 ноября.

Законы 14 июля 1910 года и 29 мая 1911 года не только не сняли социальной напряженности в деревне, но и усилили ее до предела.

Помещичье землевладение и подлинно быстрый экономический прогресс в деревне были несовместимы.

Осуществление второго требовало в качестве непременного предварительного условия уничтожения первого.

Сохранение помещичьего сословия с его привилегиями означало сохранение бесправного крестьянского сословия с его обычным правом, волостным судом, ' властью мира ' и т.д. В этом - корень крестьянской ненависти к помещику. Это была самая сильная крестьянская традиция, уходившая корнями в вглубь веков. Из поколения в поколение в крестьянском сознании господствовала одна ведущая идея: земля принадлежит народу, то есть крестьянству, а не помещику. Она было дала последнему вместе с крестьянами за военную службу, то есть временно.

Теперь этой службы с земли нет и земля должна вернуться к тем, кто ее обрабатывает своим трудом. Это была генеральная идея крестьянства, основанная на его исторической памяти, и пока она жива, столы- - 14 - пинский аграрный курс имел мало шансов на успех, что и доказала жизнь. 3. Рабочий вопрос, так же, как и крестьянский достался Столыпину в наследство от революции 1905-1907 годов. До этого не только царизм, но и буржуазия отрицала его существование, доказывая, что в России нет рабочего класса в западноевропейском смысле этого слова, а есть всего лишь 'сословие фабричных людей', вчерашних крестьян, готовых в любой момент бросить завод, фабрику, шахту, чтобы вернуться в деревню.

Программа, выработанная рабочей комиссией, во главе которой стоял В.К.Коковцов, уже целиком исходила из посылки, что в России рабочий вопрос носит такой же характер, как и на Западе, и, следовательно, решать его надо так же как, например, решил Бисмарк в Германии. В соответствии с этим была разработана программа, сводившаяся к четырем основным пунктам: 1. обязательная организация больничных касс на базе совместных взносов и хозяев и рабочих; 2. создание на фабриках и заводах смешанных органов из представителей администрации и рабочих; 3. сокращение рабочего дня с 11.5 часа до 10, ограничение законом количества сверхурочных работ; 4. пересмотр статей закона, карающих забастовки и досрочные расторжения договора о найме. В записке 'Петербургского общества для содействия улучшению и развитию фабрично-заводской промышленности' от 12 мая возражения против проекта о сокращении рабочего дня до 10 часов сводились к двум основным доводам: - сам факт государственного вмешательства в нормировку рабочего времени неприемлем; - сокращение приведет к тому, что русская промышленность 'будет устранена навсегда от какой-либо роли в международном соревновании'. * Общее же заключение записки сводилось к ряду требований, в том числе таких: * Рабочий вопрос в комиссии Коковцова Москва 1926 год - 15 - a) 'признавая в принципе излишней законодательную нормировку рабочего времени, сохранить нормы его продолжительности, установленные законом 1897 года /т.е. 11.5 часовой день/ ввиду того, что таковые существуют'; б) сохранить сверхурочные работы с таким расчетом, чтоб общее число обязательных и необязательных рабочих часов не превышало 75 часов в неделю.

Жадность, узкий эгоизм, неумение видеть ничего, кроме выгоды сегодняшнего дня, у предпринимателей были таковы, что они не хотели идти ни на малейшие материальные жертвы. Тем не менее, несмотря на провал, Определенный итог все же был достигнут. Он состоял в том, что царизм под влиянием революции твердо взял курс, так же как и в аграрной политике, на буржуазную политику в рабочем вопросе, отказавшись от чисто полицейского способа его разрешения, с репрессиями и зубатовщиной в качестве главных средств. В свою очередь и буржуазия, несмотря на политический примитивизм, в силу уже самой своей природы осознала, что иного пути в решении рабочего вопроса нет.

Общественной платформой правительства и промышленников было признание права рабочих на стачку и свои профессиональные организации.

Рабочий вопрос в буржуазном разрешении наряду с аграрным стал одним из краеугольных камней крестьянского курса царизма, одним из проявлений столыпинского бонапартизма, С той лишь разницей, что в одном случае бонапартистское лавирование шло между помещиками и крестьянством, а во втором - между буржуазией и пролетариатом.

Французский ученый Н.Верт считает одной из причин провала реформ Столыпина отсутствие у него подготовленных заранее направлений реформ в рабочем законодательстве: сочетание жестких репрессий по отношению к революционным партиям с одновременными усилиями в области социального обеспечения рабочих. В этом Верт видел первую ошибку Столыпина.

Второй ошибкой Столыпина стало то, что он не предвидел последствий интенсивной русификации нерусских народов. * * Н.Верт ' История советского государства' М.,1992 - 16 - 4. ' Польский вопрос ' возник в Думе В 1910 году в связи с вопросом о западном земстве и выборах от западных губерний в Государственный совет. Целью внесенного законопроекта было сократить число членов Государственного совета - поляков.

Содержание законодательного предположения сводилось к следующему: девять губерний делятся на три избирательных округа с тремя губерниями в каждом - Виленский, Могилевский и Киевский.

Прежде единый избирательный съезд делился на двое: русских землевладельцев и польских (причем все неполяки зачислялись в русскую курию). Каждый съезд выбирал по двадцать выборщиков.

Выборщики должны были собираться раздельно и выбирать из своей среды членов Государственного совета.

Русские выборщики каждого округа выбирали двух членов, а польские - одного. Таким образом, в совокупности от девяти губерний выбиралось бы шесть русских и три поляка.

Думская комиссия по местному самоуправлению приняла ряд поправок, которые практически ничего не меняли в существе законопроекта, но тем не менее вызывали шумные протесты крайне правых как в комиссии, так и при пленарном обсуждении.

Комиссия признавала факультативность соединения национальных курий в уезде в одно избирательное собрание в тех случаях, когда квалифицированным большинством в две трети голосов каждая из курий найдет такое соединение желательным. В губерниях же факультативность не допускалась. Все фракции, стоявшие левее октябристов, а также польское 'коло' выступили против законопроекта.

Мотивы были те же, что и при обсуждении других националистических актов. Каков же был итог обсуждения? Поскольку либерализм октябристов носил ярко выраженную столыпинскую окраску, от комиссионных поправок осталось в законопроекте немного.

Основное расхождение октябристов с правыми - определение количества гласных по одному или двум признакам - было решено в пользу правых.

Победа осталась за ними и по вопросу о факультативности.

Законопроект был принят 29 мая 1910 года. Но, несмотря на быстрые темпы, срок введения земства в западных губерниях в законопроекте пришлось передвинуть на год: Государственный совет уже не успевал принять его до 1 июля, то есть до срока выборов.

Законопроект о выделении из Царства Польского Холмщины был - 17 - по-настоящему первым выходом нового столыпинского 'центра' - национальность - на третьедумскую сцену, ибо затею с Финляндией породил прежде всего кружок 'бобриковцев' во главе с Дейтрихом.

Законопроект о Холмщине был принят 26 апреля 1912 года правооктябристским большинством. 4 мая его передали в Государственный совет, а уже 23 июля того же года утвердил царь и законопроект стал законом.

Ставка на национализм как на идеологию, способную вытеснить среди масс идеи демократии и социализма, полностью провалились. Между тем, к осени 1909 года с полной очевидностью обнаружилось, что реформ не будет. Это привело к резкому обострению противоречий всех звеньев системы - между правой и либеральной частью Думы, внутри каждого большинства, к резкому обострению отношений Думы с Государственным советом.

Деятельность совета оценивалась как ' систематическое отрицание всего принятого Думой курса'. * В результате долгих перипетий между националистами и правыми октябристами, стало ясно, что, как сказал Громовой в статье 'Разрытый муравейник', ' ... П.А.Столыпину уже служить нельзя - можно только прислуживаться'. Сам Столыпин в интервью одной из немецких газет суть случившегося с Западным земством объяснял следующим образом: Дума 'еще слишком юна и чересчур нестройна по духу - политической подготовке своих членов, чтобы ее взгляды и решения считались без дальнейших справок непогрешимыми'. ** 5. С вершины сегодняшнего исторического опыта теперь особенно хорошо видна главная коренная причина банкротства Столыпина.

Органический порок его курса состоял в том, что он хотел осуществить свои реформы вне демократии и вопреки ей.

Сперва, считал он, надо обеспечить экономические условия, а потом уже осуществлять 'свободы'. У Столыпина начало сдавать здоровье, усилилась стенокардия. 'Не знаю, смогу ли я долго прожить',- сказал он своему брату. *** В августе 1911 года Столыпин отдыхал в своем имении в Колнобер- * Голос Москвы Москва 1909 ** Речь 7 мая 1911 года *** Воспоминания М.П.Бок Москва 1992 - 18 - же, где работал над своим проектом. И отпуск, и работу пришлось прервать для поездки в Киев, где в присутствии царя должен был открыться памятник Александру II по случаю недавно исполнившегося юбилея Великой реформы.

Пребывание премьер-министра в Киеве началось с оскорблений - ему явно давали понять, что он здесь лишний и его не ждали.

Столыпину не нашлось места в автомобилях, в которых следовали царь и его свита. Ему не дали даже казенного экипажа.

Председателю Совета министров пришлось искать извозчика.

Политическая смерть Столыпина наступила гораздо раньше, чем Д.Г.Богров смертельно ранил его 1 сентября 1911 года в Киевском оперном театре.

Трагедия Столыпина состояла в том, что они не захотели иметь 'приказчика, превосходящего их по личным качествам',- с этими заключительными словами трудно не согласиться.

История повторяется. Как неудивительно, подобная ошибка была совершена значительно позже и совсем в иных исторических условиях.