Античный мир (по курсу "Россия в мировой истории") ([Учебно-методическое пособие])

Античный мир (по курсу "Россия в мировой истории") ([Учебно-методическое пособие])

Пособие может быть использовано студентами технических ВУЗов, изучающими курс “Россия в мировой истории” для подготовки к семинарским занятиям, контрольным работам, зачетам и экзаменам. АНТИЧНЫЙ МИР 1. Древняя Греция - Крито-микенская цивилизация, существовавшая на территории Греции в III-II тысячелетиях до н.э., была с оздана не греческими (не элл инскими ) пле м енами, и непосредственной пр е емственности ме ж ду ней и собственно древнегреческой цивилизацией нет. - Е диного государства на территории Греции в период античности не с ложило с ь. О с новной государственной единицей был полис - город-государство.

Греция пред с тавляла собой совокупность самостоятельных полисов. - Греческие полисы, имея ме ж ду с обой много общего, что и выражается понятием античный город-государство (полис), существенно отличались между собой характером преобладающей хозяйственной деятельности (земледелие или ремесло и торговля), общест в енным строем (основными производителями могла быть или особая к а тегория зависимого населения - илоты, или же свободные гра ж дане и выходцы из других государств - метеки , политиче с ким строем (демократия, ари с токр а тическая р е спублика, м онархия (тирания). - Наиболее с ил ь ными государствами, боровшими с я ме ж ду собой за влияние во всем грече с ком мире, были в VI-IV в в. до н.э. Афины и Спарта, пред с тавлявшие собой различные модели полиса. Оба города-государства сумели создать с оюзы греческих полисов - Афинский морской сою з (Афины) и Пелопоннесский союз (Спарта), чем и определялос ь могущество Спарты и Афин . - Подч и нение Греции Македонией к середине IV в . до н.э. было обусловлено общим кризисом греческого античного мира в IV веке, сущность которого заключалась в кризи с е полиса как типа государства.

Пелопоннесская война между Афинам и и Спартой, в которой уча с твовали так или иначе все грече с кие полисы, ослабила Грецию и облегчила задачу М акедонии. - Победа Древнего Рима над Македонией привела к тому, что в начале II в. до н. э. Греци я оказалась под властью Рима.

Древние Афины Приведенные в хрестома т ии доку м енты о т ражают проце сс становления го сударства а Афинах , приведший к образованию афинского д е мократического полиса.

Основные этапы этого процесса связаны с деятельностью выдающихся греческих законодателей-реформаторов: Солона (начало VI в. до н.э.), Клисфена (конец VI в. до н.э.) и Перикла (середина V в. до н.э.), с правлением которого св я зан расц в ет афин с кой демократии.

Прочитайте документ № 5 . Ответьте на сле ду ющ ие вопросы: 1) Какие причины вызвали необходимость реформ Солона? 2) Почему афиняне поручили проведение реформ именно Солону? Отвечая на эти вопросы, необходимо иметь в виду следующее: Государ с тва в полном с мысле с лова во времена Солона еще не было. Его становление в Аттике (область материковой ча с ти Гр е ции, центром которой являлись Афины) проходило в бор ь бе между общинниками-землевладельцами и землевладельче с кой родо в ой знатью. Знать названа в документе богатыми, а общинники - бедными.

Прочитайте документ № 6. Ответьте на следующие вопросы: 1. Какие реформы осуществил Солон а) в социально экономической области б) в политической области 2. Как вы считаете, что в реформах Солона отвечало интересам общинников-земле в ладельцев, а что - интересам родовой знати ? 3. Осуществил ли Солон все мероприятия, которые ожидал от него про с той народ, или нет? Как вы думаете, почему? 4. Каково з н ачение реформ Солона с точки зрения становления афин с кого демократиче с кого полиса? При ответе на эти вопросы следуе т иметь в виду, что: 1. Фила - основная единиц а родового общества в Греции. Она представляла собой объединение родов (племя). Солон сохранил пре ж ние четыре филы, но придал им территориальный, а не родовой характер. 2. Государство - организация, вла с ть которой распространяет с я на определенную территорию.

Власть органов управления в родовом обще с тве обязательна только для членов родовой организации. 3. Ареопаг (совет ареопагитов ) - высший орган власти в Афинах в период разло ж ения родовог о строя.

Состоял из представителей знати. Поручит ь ареопаг у охранять законы означало существенно сузить е го полно м очия.

Прочитайте документ № 7. Ответьте на следующие вопро с ы: 1. В чем заключались реформы Клисфена ? 2. Каково знач е ние этих реформ? Необход и мо иметь в виду следующее: 1. За 80 лет , прошедшие со времени Солона , соотношение сил в Аттике значительно изменилось.

Развитие ремесла и торговли в Афинах, чему благоприятствовала политика Солона, а затем тирана Писистрата, превратили Афины в крупный центр торговой и ремесленной деятельности.

Поэтому Клисфен мог опираться исключител ь но на городское население.

Соответственно об учете каких-либо требований сельского населения более речи не было. Реформы Клисфена носили исключител ь но политический характер. 2. Вспомните пояснение 2 к документу № 6. 3. Реформы Клисфена в основном завершили процесс формирования афин с кого демократического поли с а.

Дальнейшие изменения характеризуют процесс развития афин с кой демократии.

Прочитайте документ № 8. Ответ ь те на следующие вопросы: 1. В чем заключалась роль народного собрания в Афинах? 2 . Каким образом народное собрание контролировало должно с тных лиц? 3. В чем заключались обязанно с ти совета 500 ? 4. Какой орган приобрел при Перикле больше прав, чем имел раньше: народное с обрание или совет 500? 5. Какой мерой обеспечивалось активное участие народа в политиче с кой жизни Афин? Обратите внимание, что: 1. Н ародное с обрание сущ е ствовало в Афинах и до Перикла. Его полномочия, с ущественно сокращенные в п е риод господства родовой аристократии, были расширены Солоном и подтвер ж дены Клисфеном. 2. О с тракизм - изгнание из Афин путем с воеобразного голосования: если наро д решал, что следует прибегнуть к остракизму, ка ж дый писал на черепке имя того политического деятеля, которого, по его мнению, с ледовало изгнать.

Изгнанию подвергался тот, чье имя написало большее количество граждан.

Остракизм был в ажным средством ведения политиче с кой борьбы. 3. Выборы по жребию были совершенно случайными, что следует из с амо го названия. Когда выборы производились поднятием руки, вопрос решался большин ст вом голосо в . Прочитай т е докуме нт № 9. Ответьте на следующие вопросы: 1. B чем видит автор недо с татки афинского государственного строя? 2. Как вы считаете, м о ж но ли с читат ь афинское го с ударственное устрой с тво идеальной формой демократии ? Обоснуйте свой ответ.

Отвечая на этот вопро с , необходимо учесть, что в чи с ло афинских граждан не входили не только рабы, но и выходцы из других государ с тв, проживав ш ие в Афинах , - м етеки.

Получить афинское гражданство было очень сло ж но. Даже пользующий с я большим ува ж ением философ Аристотель, проживший в А финах большую ча с ть жизни, был метеком.

Женщины имели гр а жданство, но не могли уча с твовать в общественной жизни. С другой стороны, обратите в нимание на то, что в Древних Афинах с ам народ определял основную политическую линию го с у д арства, избирал, контролировал и с мещал должностных лиц. Это была так назы в аемая непосредственная форма демократии. В современных демократических государствах суще с твует представительная демократия: не народ, а его представители выполняют обозначенные функции, и далеко не все.

Древняя Спарта.

Прочитайте документ № 10. Ответьте на следующие вопросы: 1. Какому органу принадлежала в Спарте верховная вла с ть? 2. И з кого он со с тоял? 3. Из кого и каким образом в ыбирались геронты? 4. Какую роль играло в Спарте народное собрание? 5. К аким образом ме н ялась эта роль в течение VIII века до н.э.? 6 . В чем видит Плутарх достоинства политического строя Спарты? 7. Как вы считаете, каким было государственное устройство Спарты? (демократическим, ар и стократиче с ким, монархическим или же этот тип полиса нельзя охарактеризо в ать одним с ловом) . Обоснуйте с вой от в ет.

Отвечая на вопро с ы, при м ите во внимание следующую информацию. 1. Учреждение государственного строя, который сущест в о в ал в Спарте почти без изменений вплоть до IV в. до н.э., античная традиция приписывает законодателю Ликургу. По словам Плутарха, к началу политической деятельно с ти Ликурга в спартан с ком обществе резко усилилось имущественное неравенст в о, обострилась борьба между богатыми и бедными.

Ликург решил ликвидировать нера в ен с тво и сделать так, чтобы оно не могло возникнуть в дальнейшем.

Вспомните ситуацию в Аттике накануне реформ Солона. Как вы считаете, между какими слоями общества обо с трились отношения в Древней Спарте? С каким явл е нием связано это обо с трение? Ликург ура в нял в политическом отношении знать и простой народ, поставив герусию над теми и другими. 2. Земля в Спарте принадлежала государс т ву. Она была поделена на равные уча с тки - клеры.

Каждый с пар т анец (е с ли его признавали полноценным в физиче с ком отношен и и) получал при рождении клер, который приносил ему доход и который он не мог ни дар и ть, ни продавать. Таким образом, между спартанцами существовало не только политическое, но и имущественное равенство. 3. С партанцы называли свой полис 'община равных'. Они отрицательно относили с ь к демократиче с кому с трою, суще с твовавшему во многих греческих городах-государствах, и там, где могли, содей с твовали утверждению власти аристократии. 4 . З аконодательство Ликурга сохранило ин с титут царской вла с ти. В Спарте было два царя. Их з в ание было наследственным. Они пр о исходили из двух знатнейших спартанских родов.Цари выполняли роль жрецов (приносили жертвы богам) и военачальников. Цари входили в соста в герусии. 5. Совет геронтов (герусия ) состоял из 30 человек: 28 геронтов и д в а царя . 6 . Филы - племена. Кроме родовых делений, Лаконика (область Пелопоннеса, центром которой была Спарт а) была разделена на 5 территориальных областей . Прочитайте докумен т ы № 11. Ответьте на следующие вопросы: 1. Каково происхождение илотов ? 2. В с егда ли положение илотов было неизменным? 3.Как определяют Павсаний с оциал ь ное поло ж ение илотов? Отвечая на в опросы, не о бходимо имет ь в виду следующее: 1. Спартанцы в период переселения на Пелопоннес пред с тавляли собой союз дорийских племен.

Спартанцы захватили область Пелопоннеса Лаконику и подчинили себе местное земледельческое население - ахейцев. Земля с тала считаться го с ударственной землей, а коренное насел е ние области - государственными рабами. Илоты работали на клерах спартанцев собственными орудиями труда.

Половину дохода получала семья спартанца, половину - все р аботавшие на этой земле илоты. С партанцы не могли по своему желанию освобождать илотов. Это могло сделать только государство. 2. Илотов было много больше, чем спартанцев.

Каждого спартанца во в р емя военного похода с опровождало три легко в оору ж енных илота, которые выполняли роль слуг. При этом часть илотов продолжа л а работать в с ельском хозяйстве. 3. Поскольку многочисленные илоты ж и ли отдельно от спартанцев и без надзора, а к тому же говорили на одном языке, они пре дс тавляли большую угрозу для Спарты. Чтобы предотвратить восстания илотов (которые все равно время от времени происходили) , спартанцы держали илотов в постоянном с т рахе . Периодически они у с траи в али на них настоящую охоту: подстерегали и убивали. 4 . И лоты не были рабами в полном с м ысле с ло в а. Они работали на земле, часть урожая с которой брали себе; у них были соб с твенные орудия т руда; их нел ь зя было покупать и продавать.

Положение илотов в какой-то мере напоминало положение лишенных средств произ в одства работников храмовых и царских хозяйств на Древнем Востоке, хотя аналогия не полная. 5. С партан с кие илоты не были исключение м из общего правила.

Подобные категори и н аселе н ия б ыл и такж е в Фессалии и на Крите. 6 . В конце п ятого и особенно в IV в до н.э., когда под влиянием мощного притока денежных с редств в Спарту в результате победы Пелопонне с ского союза в войне с Афинами общественно-государствен н ый с трой Спарты стал разлагаться, в Лаконике поя в илось некоторое количество обычных, покупных рабов. О н и использовались так ж е, как и большинство рабов в Греции-были домашними слугами. 7. Рабо в в греческих полисах, особенно в Афинах было много, вероятно, лишь немногим меньше , чем гра ж дан. Но так же, как и на Древнем Во с токе, основой производ с тва они не были. В с ельско м хозяйстве работало зави с имое население типа илотов или сами граждане . Ремеслом и торго в лей занимались в основном с вободные граждане и особенно метеки. И те и другие могли иметь в качестве помощников рабов. Но в основ н ом рабы трудились на рудниках и являли с ь домашними слугами. С вободное сельскохозяй с твенное население Греции также испол ь зов а ло рабов, но опять-таки в качестве помощников. В статье Ю. В.Андрее в а 'Начальные этапы становления греческого полиса // Город и государс тв о в древних обществах. М., 1982. освещен проце с с формирования основного структурообразующего элемента греческой (и в целом анти ч ной) цивилизации - полиса или города-государства.

Проблема полиса и его кризиса является центральной в античной истории, поскольку античная цивилизация сущест в овала как система полисов, а кризис и гибель этой цивилизации представляет с обой кризис и гибель полиса как формы организации политических, социально-экономических и культурных процессов. Что же представлял собой греческий поли с ? В период расцвета греческой цивилизации поли с представ л ял собой неза в исимое м иниатюрное государство (в V в.д о н.э. в Афинах было примерно 90 ты с яч граждан, 4 0 тысяч метеков и 70 тыс я ч рабов). Его центром был город в собственном с мысле сло в а, то есть укрепленный населенный пункт, в котором были сосредоточены админи с тративные, религиозные и военные функции, притом значительная (не обязательно большая) часть на с еления непосред с твенно или при помощи своих рабов могла заниматься ремеслом и торговлей. К городу примыкала сельская округа в лице зависимых от города поселений.

Большая часть на с еления такого государства была сконцентрирована в городе в рез ул ьтате так называемого синойкизма - политической интеграции ряда первоначальных (чаще всего , сельских, но иногда и гор о дских) общин, сопровождавшейся переселением значительной части населения в один город.

Поэтому полис пред с тавлял собой специфический тип общины. В отличие от других ее разновидностей (родовая, соседская) эта община с ущест в овала как государство, то ест ь это гражданская община. Э то был союз граждан, направленный, прежде всего, на защиту от внешних врагов. Но гражданская община в ыполняла и другие функции.

Поскольку город пред с та в лял собой место поселения земельных собст в енников (чем бы они в городе ни занимались), принадлежность к общине да в ала право собственности на землю в полисе.

Гражданин поли с а был полноправным ча с тным с обственником земли (исключение - Спарта), но если он терял гражданство, он терял и право собственно с ти, то есть частная с обственнос т ь на землю была обу с ло в лена членством в общине - принадлежно с тью к числу граждан. Ещ е одна функция граждан с кой общины: она обеспечи в ала в ласть и господство над негражданами - метеками и рабами. Эта фун к ция полиса была наиболее ярко выражена в Спарте, где по с тоянная необходимость дер ж ать в повиновении илотов способствовала тому, что 'община равных' имела военизиро в анный характер.

Социальную основу полиса со с тавляли граждане с реднего достатка, способные не с ти военную с лужбу. В своем идеальном в арианте полис выступал как республика свободных, самостоятельно обе с печивающих свое существование земельных с обственников.

Поэтому рост имущественного неравенства с реди граждан полиса, выз в анный все большим развитием товарно-денежных отношений и отчасти более широким испол ь зованием труда рабов в конце V - начале IV вв. до н.э. привел к размыванию среднего слоя - социал ь ной опоры полиса и соответственно к кризису в с ей полисной системы. А.Ф. Лосев 1 обозначает основные черты картины мира античного человека, то есть формулирует те мировоззренч ес кие принципы, исходя из которых человек Античности в оспринимал мир.

Обратите внимание на следующие черты этой картины мира: - человек воспринимает мир как телесный, чув с твенно я , живой и бо ж ественный. - античные боги - это идеи вещей, то есть законы, которые правят миром. Но поскольку мир телесен, телесны и его законы. - законы природы обожествляются, но поскольку законы от природы неотделимы, античным б ог ам присущи все человече с кие до с тоинства и недостатки, ведь человек - частица природы. - мир вечен и абсолютен. o никто не создал. З начит он самодостаточен и упра в ляется св оими собственными законами. И эти законы неотвратимы. - неотвратимост ь мировых законов в ыра ж ается понятием судьбы.

Античному человеку свой с твенен фатализм. - но человек не знает предначертанного.

Поэтому он мо ж ет поступать так, как хочет. А это з начит, что человек свободен. О тсюда св етский культ герое в . - мир - наилучшее произведение искусства. А раз так, значит чело в еческое искусство дол ж но подра ж ать ему.

Отсюда идея гар м онии и культ человеческого тела, которое так же прекрасно само по себе, как и породивший его космос.

Поскольку тело скульптурно, наиболее адек в атное выражение греческая идея гармонии на ш ла в с кульптуре. - внимание к человеческо м у телу не означает интере с а к личности. В древнегреческом и латинском языках нет слова, обозначающего понятие лично с ть. Когда хотят указать на человека, го в орят 'тело'. - соответст в енно нет и терминов для обозначения чувств.

Обозначены только чу в ствен ны е ощущения. - мышление человека конкретно и образно , даже аб с трактное мышление. - все это прои с ходит оттого, что восприятие мира внеличностно. Ч еловек не мир себе , так к а к не чувст в овал собственной личности. - раз в итие лично с тного начала было необходимо. А нтичный человек в конце концов почувствовал это.

Развитие этого начала вплоть до аб с олютизации личности дало средневековье. 2.Древний Рим. -Древнейший период римской истории , то есть период от образования римской общины (условная , но вероятная дата -753 г. до н.э.) до установления республики принято называть царским.

Согласно античной традиции, которая подтверждается археологическими находками, древнеримская община сложилась из трех этнических групп : латинян, сабинян (и те и другие -италийские племена) и этрусков (создателей древнейшей цивилизации на Аппенинском полуострове, происхождение которых неизвестно) путем синойкизма (слияния) трех поселений.

Первые римские цари были италийцами , затем в Риме утвердилась этрусская династия, что привело к резкому возвышению царской власти и расширению воздействия этрусской цивилизации на древний Рим. К этому периоду относится образование римского полиса. -Период республики (конец VI в. до н.э. - середина I в. до н.э.) характеризуется борьбой плебеев и патрициев, завершившейся полным уравниванием в правах этих сословий и слиянием патрицианско-плебейской верхушки. В ходе борьбы сложилась новая сословная структура римского общества : нобилитет, состоящий из сенаторского сословия и сословия всадников, и плебс - сельский и городской. Все они были римскими гражданами (в отличие от плебеев времен борьбы с патрициями) . К не гражданам относились сословия вольноотпущенников и рабов. В период республики Рим превратился в крупнейшую средиземноморскую державу. В ходе непрерывных войн оформилась структура римского войска, которое носило характер народного ополчения.

Служба в нем считалась не только обязанностью, но и честью.

Начиная с IV в. до н.э. за воинскую службу государство начало платить.

Развитие товарно-денежных отношений и расширенное использование труда рабов ( их приток резко увеличился в связи с победоносными войнами) к началу II в. до н.э. привели к массовому обезземеливанию земледельцев-общинников, то есть сельского плебса.

Нобили скупали и просто захватывали их земли, создавая крупные хозяйства, основными производителями в которых становились рабы.

Лишенное земли население сосредотачивалось в городе и пополняло ряды городского плебса, состоящего из ремесленников, мелких торговцев , люмпен-пролетариата.

Резкое сокращение сельского плебса - основы римской армии - привело к военной реформе : в армию стали принимать неимущих и добровольцев(реформа армии - конец II в. до н.э. ). Армия превратилась в профессиональную.

Теперь ее легко мог использовать удачливый полководец для установления единоличной власти.

Кризис экономической основы полиса (натуральное по преимуществу хозяйство, основанное на личном труде земледельцев-общинников), его социальной основы (размывание сельского плебса), кризис республиканских учреждений, не подходивших для управления огромной территорией, и резкое усиление власти полководцев, опиравшихся на профессиональную армию, - все это привело к кризису полиса как типа государства и к кризису республики как типичной для полиса его формы. -Период империи (середина I в. до н.э. - конец V в. н.э.) делится на принцепат, когда формально продолжали функционировать все республиканские учреждения, но реально власть находилась в руках принцепса - первого гражданина республики, фактически - императора, и доминат (начиная с конца III в. н.э.) , когда была сформирована новая система управления во главе с императором. I-II вв. н.э.- время наивысшего расцвета Римской империи. Но к концу II в. стали сказываться последствия широкого использования труда рабов, все больше обнаруживавшего свою нерентабельность в условиях сокращения притока рабской рабочей силы в связи с прекращением войн.

Свертывались товарно-денежные отношения, хозяйство становилось натуральным, приходили в упадок города, нарушались связи между провинциями, усиливались центробежные тенденции, многие земли оставались необработанными.

Возникла политическая нестабильность. В середине III в.

Римская империя находилась в состоянии общего кризиса. Все слои населения испытывали неуверенность в завтрашнем дне. На этом фоне в империи получило широкое распространение христианство.

Христианская религия, уравненная с язычеством при императоре Константине (начало IV в.), создавала мировозренческую основу средневековья.

Социально-экономические и политические процессы тоже готовили наступление новой эпохи.

Крупное поместье стало основной ячейкой общества.

Наряду с рабами, которых стали переводить на пекулий, то есть выделять им во владение некоторое имущество, иногда участок земли, в поместье работали колоны - мелкие зависимые от землевладельца арендаторы, труд которых был гораздо рентабельнее, так как часть результатов труда (за вычетом фиксированной арендной платы) оставалась в их распоряжении.

Начинают складываться три сословия средневекового общества : духовенство, светские земледельцы (дворянство) и трудящиеся - крестьяне. В результате натурализации хозяйства и ослабления связей между частями империи усиливается местная администрация.

Попытки императорской власти противостоять этому процессу в целом не имели успеха.

Ослаблению центральной власти способствовала также угроза со стороны варваров - гуннов и германцев.

Варвары совершали набеги, а также селились на территории империи с согласия императоров в качестве «союзников». Римская армия все в большей и большей степени состояла из варваров. В IV в.

Римская империя распалась на Западную и Восточную (Византию). В Византии продолжались социально-экономические процессы, характерные для поздней античности . Восточно-Римская империя постепенно вступила в эпоху средних веков.

Своеобразие Византии заключалось, главным образом, в том, что в ней сохранилась сильная императорская власть.

Западно-Римская империя в IV-V вв. вела непрерывную борьбу с варварами. Их племенные союзы внедрялись в общественный и политический организм империи и из внешнего фактора постепенно превратились во внутренний фактор ее дальнейшей истории. В 476 г. после отречения последнего императора Западная Римская империя прекратила свое существование.

Прочитайте документ №15.Ответьте на следующие вопросы : 1. В чем заключалась разница между патрициями и плебеями в царский период римской истории ? 2. О чем говорит эта разница ? 3. Кому принадлежала верховная часть и в чем эта власть выражалась ? Чтобы ответить на второй вопрос, следует иметь в виду, что при родовом строе только члены родов имели право принимать участие в политической жизни племени.

Прочитайте документ №16. Ответьте на вопрос : Что дает основание утверждать, что в середине VI в. до н.э. у римлян образовалось государство ? Чтобы ответить на этот вопрос необходима следующая дополнительная информация : 1. Согласно античной традиции Сервий Туллий, шестой римский царь, представитель этрусской династии ввел новое устройство римской общины на основании ее территориально-имущественного членения.

Городская римская территория была разделена на четыре трибы - территориальных округа, которые не совпадали с прежними родоплеменными трибами. К новым округам приписывалось все население, проживающее на их территории и имевшее землю (как патрицианское, так и плебейское) . Вследствие этого плебеи были включены в состав единой с патрициями гражданской общины. 2. Центурия была не только военной единицей, но и политической. После реформы голосование в народном собрании стало проводиться по центуриям.

Родоплеменные народные собрания тоже сохранились, но утратили политическое значение.

Прочитайте документ № 17. Ответьте на следующие вопросы: 1. В законах говорится о рабстве за долги. Как вы думаете, нормальное ли это явление для античного полиса, или свидетельство пережитков родового строя? Обоснуйте свою точку зрения. 2. Какой характер носило рабство в Древнем Риме в середине V в. до н.э. (патриархальный или классический)?Каковы были источники рабства? 3. Какой была собственность в Древнем Риме в это время? (общинной, частной, неполной частной, то есть обусловленной членством в римской общине). 4. Какие статьи законов говорят о наличии пережитков родового строя? Обоснуйте свой ответ.

Учтите следующую информацию: 1.Рабство за долги было отменено в Древнем Риме в 326 г. до н.э. 2. Основу любого античного полиса, как греческого, так и римского составляли свободные землевладельцы - члены гражданской общины. Они активно участвовали в политической жизни и являлись основой армии. 3. В античном мире не было полной частной собственности.

Собственность граждан на землю была обусловлена их членством в гражданской общине, которая имела верховную собственность на землю. При этом характер землевладения в Древнем Риме имел существенное сходство с порядками в Спарте. Все вновь завоеванные земли входили в состав «общественного поля», являясь собственностью города-государства. Из этого земельного фонда имели право получать земельные участки только граждане (в отличии от Спарты участки были далеко не равны, но сам факт наличия неподеленной государственной земли говорит о том, что Древняя Спарта и в этом отношении не была исключением в античном мире). 4. Для родового общества характерно наказание преступника самими потерпевшими, а не специальными органами.

Прочитайте документ № 18. Ответьте на следующие вопросы: 1. Охарактеризуйте полномочия консулов, сената, народного собрания.

Почему Полибий считал, что для Рима было характерно смешанное государственное устройство? 2. Согласны ли вы с Полибием, или считаете, что Древний Рим можно определить как аристократическую или как демократическую республику? Отвечая на вопросы, необходимо иметь ввиду, что носителем верховной власти в Древнем Риме считался народ, то есть совокупность полноправных римских граждан. В Римской республике было три вида народных собраний (комиций). Куриатные комиции - собрания по родовым подразделениям, в которые входили только патриции.

Центуриатные комиции - собрания патрициев и плебеев по имущественным разрядам, которые решали вопросы о войне и мире, а также избирали высших должностных лиц.

Трибутные комиции, собиравшиеся по территориальному признаку (триба после реформ Сервия Туллия стала территориальной единицей). Это был наиболее демократичный вид народных собраний.

Трибутные комиции занимались в основном законодательной деятельностью.

Правом созывать комиции обладали консулы. Если в Афинах руководящая роль принадлежала народному собранию не только формально, но и по существу, то в Риме на всем протяжении республиканской эпохи фактически высшим органом власти и руководства был сенат. Кроме того, наличие империя (право осуществлять власть именем народа) у консулов превращало их в носителей не только исполнительной власти: как показано Полибием они были в значительной степени самостоятельны и по отношению к сенату и по отношению к народу.

Следует также учесть, что государственные должности в Древнем Риме - в отличии от Афин - в период расцвета демократии не оплачивались.

Прочитайте документ № 19. Ответьте на следующие вопросы: 1. Кто работал в римской вилле? 2. Какие рекомендации дает Катон хозяину виллы, чтобы труд рабов был более эффективным? Отвечая на эти вопросы, следует учесть следующее: 1. На рубеже III-II вв. до н.э. в Древнем Риме стал широко применяться труд рабов в связи с резким увеличением их численности вследствие победоносных войн.

Юридическое положение всех рабов было одинаково. Но существовали различные категории рабов, и их место в системе производства было разным.

Имелись государственные, городские и сельские рабы.

Государственные рабы выполняли обязанности, считавшиеся постыдными для свободных: они были тюремщиками и палачами. Среди городских рабов можно выделить ремесленников, владельцев небольших ремесленных мастерских, в подчинении у которых могли находиться другие рабы, рабскую интеллигенцию ( актеры, врачи, педагоги, поэты ) и домашних рабов - слуг. Все эти категории рабов находились в относительно привилегированном положении по сравнению с сельскими рабами, которые подвергались жестокой эксплуатации.

Сельские рабы работали на виллах (небольшое имение, характерное для Италии) и в латифундиях (большое имение, характерное для Сицилии и Африки). Именно на виллах и особенно в латифундиях эксплуатация рабов носила «классический» характер, то есть рабы являлись основными производителями, работая большими группами на земле, принадлежащей рабовладельцам.

Расцвет рабовладения в Древнем Риме - II в. до н. э. - III в. н.э. 2. Велик - управляющий имением, сам раб.

Прочитайте документ №20. Ответьте на следующие вопросы: 1.Как осуществлялось управление провинциями? 2. Что говорит о том, что Август сосредоточил в своих руках всю полноту власти? Отвечая на вопросы, следует иметь в виду , что: 1.Завоеванные Римом территории превращались в провинции. Их население до начала I в. до н.э. не имело никаких политических прав.

Управление осуществлялось назначаемыми из Рима наместниками, сосредоточившими в своих руках административную, военную и судебную власть.

Наместников назначали на год, поэтому они стремились выжать из провинции все, что можно, за этот срок. 2. В период империи армия являлась мощной политической силой. Быть императором мог лишь тот, кто сумел привлечь на свою сторону армию.

Прочитайте документ № 21. Ответьте на следующие вопросы: 1.Почему италийцы хотели получить права римских граждан? 2. Сумели ли италийцы добиться уравнения в правах с римлянами? 3.Как связаны между собой дарование прав римского гражданства населению Италии и кризис полиса как типа государства? Необходимо иметь в виду следующее: 1. Когда Рим стал крупнейшей средиземноморской державой, сосредоточенность всей государственно-политической жизни в пределах одного полиса вступила в противоречие с потребностью управления огромной территорией.

Римлянам нужна была социальная опора в провинциях.

Предоставив урезанные права римского гражданства населению Италии, Рим такую опору отчасти получил. Но предоставление полного объема гражданских прав всему населению империи входило в противоречие с психологией и идеологией элитарности, свойственной исконным римским гражданам.

Поскольку центром империи продолжал оставаться Рим, ограниченный как город-государство, полностью преодолеть полис в рамках Римской империи не удалось, хотя императоры в конце концов предоставили римское гражданство жителям всех провинций. 2. Преодоление полиса в европейской истории связано с подчинением Рима варварами и с социально-экономическими процессами, протекавшими в римской империи, начиная с середины III века.

Натурализация хозяйства вела к перенесению центра общественных функций с города в поместье, а это вело в перспективе и к политической равнозначности крупных хозяйственных единиц - вотчин. Но это произошло уже в средние века.

Прочитайте документ № 22. Ответьте на вопросы: 1.Почему Колумелла считал, что в отдельных имениях следует использовать труд колонов, а не рабов? 2.Как вы думаете, почему автор не рекомендует вообще отказаться от использования труда рабов в сельском хозяйстве? Прочитайте документы, объединенные под № 23. Ответьте на такие вопросы: 1.Каково было происхождение колонов? 2.Что означает выражение ’’перевести раба на пекулий’’? 3.Почему использование труда колонов и рабов, которым был выделен пекулий, говорит о кризисе рабовладения как способа производства? Отвечая на вопросы, обратите внимание на то, что юридическое положение раба, который трудился в качестве колона, менялось.

Изменялось и положение свободного, если он становился колоном.

Прочитайте документы № 24 и 25. Ответьте на следующие вопросы: 1.Как характеризует Цельс организацию ранних христиан? 2.Как поступали римские власти с христианами, если они отрекались от своей веры? 3.Как вы думаете, почему римские власти в I-III вв. преследовали христианские организации, а в IV веке христианство стало господствующей религией? Отвечая на вопросы, учтите следующее: 1.Христианство утверждает равенство всех людей перед богом: римлян и варваров, рабов и свободных. 2.Христиане отрицательно относились к рабству: крещёный раб ближе к богу, чем свободный язычник. 3.Ранние христианские общины состояли в основном из бедняков: рабов, вольноотпущенников, обнищавшего городского и сельского плебса. Но в условиях общего кризиса Римской империи, когда никто не чувствовал себя защищённым ни законом, ни собственностью, ни языческой религией, христианство получало все большее распространение.

Постепенно состав христианских общин изменился, образовалась единая христианская организация - церковь, руководящую роль в которой стали играть богатые и знатные, хотя, в основном, не римская знать.

Сенаторское сословие дольше всех сопротивлялось христианству, чувствуя свою неразрывную связь с римской общиной, освященной язычеством.

Распространение христианства сыграло ту же самую роль, что и предоставление римского гражданства населению провинций и социально-экономическое обособление поместий: шёл процесс преодоления полиса как типа государства и складывались предпосылки будущего средневекового общества.

Прочитайте документ № 26 . Ответьте на следующие вопросы: 1.В чём заключались причины ослабления римской империи, по мнению Аммиана Марцеллна? 2.Как бы вы сформулировали причины упадка империи римлян? 3.Какую роль играли варвары в Римской империи? 4.Как вы считаете, что сыграло решающую роль в падении Западной Римской империи (восстание рабов и колонов или нашествие гуннов и германских племён)? Л.И. Семенникова 1 обращает внимание на ценности, которые дала греко-латинская цивилизация современности. Автор выделяет следующие моменты: а) Античная цивилизация представляла тип прогрессивного развития. Для неё характерен динамизм: важные перемены происходили на протяжении жизни одного поколения. б) В античности впервые получили развитие частнособственнические отношения, хотя полной частной собственности в греко-римском мире не было. в) В античном мире впервые сложилась развитая система товарно-денежных отношений: производство было ориентировано по преимуществу на рынок. г) Античный мир изобиловал многообразием развитых государственных форм: демократия, аристократическая республика, древнегреческая тирания, империя.

Наибольшую ценность для нашего времени представляет теория и практика демократии. д) Античный мир - исторически первая цивилизация, основанная на требовании соблюдения хорошо разработанных законов.

Наибольший интерес в этом аспекте представляет римское право, а также отношение граждан к законам своего государства. е) В ходе развития этой цивилизации были заложены основы гражданского общества - самоорганизации населения.

Правда, оно не противостояло государству, а было его основой, что обуславливалось спецификой полиса как гражданской общины. ж) Античность дала человечеству высочайшие образцы философии, литературы, архитектуры и искусства, политической публицистики.

Античная культура повлияла и на культуру средневековья и особенно на новоевропейскую культуру.з) Достижения античности - это достижения свободного человека. “Классическая’’ эксплуатация рабов - исключение, а не правило для греко-римской цивилизации: утверждение рабовладельческого способа производства в Римской империи (II в. до н.э. - III в. н.э.) было одним из основных факторов гибели античного мира.

Подведём некоторые итоги.

Античная цивилизация или античный мир - обобщающее название, употребляемое для характеристики Древней Греции (этим понятием объединяются греческие города-государства, расположенные в материковой Греции, на полуострове Пелопоннес, в приморской полосе Малой Азии, а также на многочисленных островах восточного Средиземноморья) и Древнего Рима, постепенно превратившегося в крупнейшую средиземноморскую державу. И Древняя Греция и Древний Рим имели свою историю.

Собственное неповторимое историческое развитие было характерно для каждого древнегреческого города-государства, для каждой римской провинции. Тем не менее, античная цивилизация имела некоторые основные черты, позволяющие охарактеризовать её как единое целое.

Специфика античного мира заключается в безраздельном господстве полиса (города-государства) как гражданской общины, сплотившейся против внешних врагов и неграждан для обеспечения своим членам экономических (владение землёй на территории полиса), социальных (материальная обеспеченность) и политических (участие в политической жизни города-государства) прав.

Экономическую основу полиса составляло натуральное хозяйство, дополняемое более или менее (в разных полисах по-разному) развитой системой товарно-денежных отношений.

Своеобразие формы собственности заключалась в том, что частная собственность граждан была обусловлена верховной государственной собственностью на землю. По характеру преобладающей хозяйственной деятельности полисы могли быть сельскохозяйственными и торгово-ремесленными, причём первый тип преобладал.

Социальную основу полиса составляли свободные землевладельцы-общинники, которые обеспечивали своё существование собственным трудом и трудом членов своей семьи. В качестве вспомогательной рабочей силы использовались рабы.

Политические формы полиса могли быть разными: демократическая или аристократическая республика, монархия (тирания). Но наиболее адекватной античному полису была демократическая форма государственного устройства. Это проявилось в широкой распространённости демократической модели города-государства в античном мире, а также в том, что народное собрание являлось непременным элементом государственного устройства и аристократических полисов.

Становление античного города-государства включало ряд этапов.

Большинство полисов (в том числе, Афины, Рим, отчасти Спарта) образовались путём синойкизма (слияния) нескольких первоначальных гражданских общин, что было связано с переселением жителей в центр городского типа. При этом в состав полиса входила вся территория, на которой располагались первоначальные общины, поэтому получалось, что граждане, проживая в городе в собственном смысле слова, владели землёй, находившейся в сельской местности. Если полис со временем становился торгово-ремесленным (Афины, Коринф), или , если на земельных участках граждан работало зависимое население типа илотов (Спарта), то подавляющее большинство граждан жило в городе. Если это был обычный сельскохозяйственный полис, то часть собственников участков могла жить в сельской округе (это зависело от её размеров). Каждый полис проходил в своём становлении следующие этапы: ограничение власти родовой знати, отмена долгового рабства, замена родового деления территориальным, установление имущественного ценза как основы государственного и военного устройства, запись обычного (существовавшего до этого в устной традиции) права.

Последовательность этих этапов могла быть разной , некоторые из них иногда совпадали во времени. Но все эти мероприятия были необходимы, чтобы обеспечить существование социальной основы полиса - достаточно многочисленного слоя свободных землевладельцев-общинников.

Социальная структура полиса была довольно сложной. В каждом городе-государстве было три основных сословия (то есть слоя населения с юридически фиксированными правами и обязанностями). Это были граждане, свободные чужеземцы и рабы.

Поскольку рабы никаких юридически оформленных прав не имели, свободные не считали их сословием, хотя объективно дело состояло именно так.

Внутри сословия граждан выделялась не забывшая своих корней родовая знать, которая обычно представляла собой слой крупных землевладельцев, хотя эти категории населения совпадали не полностью.

Другой слой граждан составляла торгово-ремесленная верхушка (в Древнем Риме эти слои имели названия: сенаторское сословие и всадники). Все остальные граждане (мелкие и средние землевладельцы, хозяева небольших ремесленных мастерских, мелкие торговцы) образовывали третий слой (в Древнем Риме он назывался городской и сельский плебс). К последней категории относился и люмпен-пролетариат (безработные и не имевшие собственности граждане), но многочисленной эта категория населения стала только в Древнем Риме.

Свободные чужеземцы, не имевшие гражданских прав, включали уроженцев других полисов, добровольно поменявших место жительства, и вольноотпущенников. В Риме вольноотпущенники представляли собой особое сословие, так как сохраняли некоторые обязательства по отношению к своим хозяевам, за несоблюдение которых они могли быть снова обращены в рабство. В принципе и чужеземцы-свободные и вольноотпущенники могли получить гражданство. В Афинах это было сложно: требовались особые заслуги перед государством. В Риме - относительно легко (правда гражданские права не могли быть представлены рабам, побывавшим в оковах). Свободные чужеземцы и вольноотпущенники занимались в основном ремеслом и торговлей, а также умственным трудом. Рабы подразделялись на государственных и частновладельческих.

Первые занимали непрестижные должности при государственных органах, являясь полицейскими, тюремщиками, палачами (не только в Риме, но и в Греции). Частновладельческие рабы могли быть городскими и сельскими, а также работать в рудниках.

Наиболее тяжёлым было положение последней категории и сельских рабов.

Правда, условия жизни сельских рабов в Древней Греции, а также в Римской республике до начала II в. до нэ. были существенно лучше, чем в Древнем Риме II в. до н .э. - III в. н .э., где они подвергались “классической” эксплуатации. В греческих полисах городские рабы были представлены в основном домашними слугами и мелкими ремесленниками.

Категория “рабской интеллигенции” была характерна главным образом для Рима, хотя образованные рабы были и в Греции (пленные граждане покорённых греческих государств). Классов как таковых в античным мире не было также, как и на Древнем Востоке.

Основой производства в Античном мире был труд свободных. В сельском хозяйстве это был труд землевладельцев-общинников, которые использовали рабов на вспомогательных работах. В городе - труд граждан - ремесленников и торговцев, а также свободных чужеземцев, которые, не имея земли, тоже занимались в основном ремеслом и торговлей. И тем и другим могли помогать рабы.

Второе по значению место в античной системе производства занимало зависимое население типа илотов (в Спарте, в Фессалии, на Крите). Эти люди, скорее всего, потомки покорённого населения завоёванных областей, обрабатывали землю, принадлежавшую гражданам полиса, собственными орудиями труда, брали себе часть дохода и не могли быть ни согнаны с обрабатываемой земли, где имели дом, ни проданы за пределы полиса. На последнем месте находился труд рабов.

Самостоятельное значение он имел на рудниках - и в Греции и в Риме на рудниках работали только рабы , - в сельском хозяйстве Древнего Рима со II в. до н.э. по III в. н.э., а также в тех немногочисленных ремесленных мастерских, где основные работы выполнялись рабами.

Кризис античной цивилизации III в. н.э., вызванный в значительной степени широким использованием труда рабов, подтверждает тот факт, что рабовладельческий способ производства не был основой античности.

Военная организация полиса представляла собой народное ополчение граждан.

Служба в войске считалась не только обязанностью, но и честью.

Свободные чужеземцы, как правило не допускались в вооружённые силы города-государства. Иное решение этого вопроса (реформа Мария в Древнем Риме: ) свидетельствует о кризисе полиса как гражданской общины, сплочённой против внешних врагов и неграждан.

Исключение представляла Спарта, где илоты входили в состав войска на правах легковооружённых слуг. Рабов как таковых в армии не было.

Античный полис выработал определённую идеологию и социальную психологию, которые освящали существующий порядок на разных уровнях сознания, начиная с чувства комфортности, которое давало членство в гражданской общине, через систему гражданских добродетелей и уважение к полисным законам, и кончая мировоззренческой системой античного человека, высшее санкционирование которой давала олимпийская религия.

Принадлежность к гражданской общине порождала ощущение защищённости и стремление воспроизводить существующий порядок. Но в жизни античного человека изменения происходили очень быстро. На протяжении одной жизни могла измениться форма правления, могущество родного полиса смениться упадком, происходили многочисленные войны, часто существенно менявшие материальное положение граждан.

Производство, рассчитанное на рынок и особенно занятие торговлей показывали античному человеку, что всё очень изменчиво в мире. Эта обстановка способствовала развитию активности, направленной на обеспечение процветания полиса и личный жизненный успех, а и то и другое предполагало постоянные изменения окружающего мира. То есть ради общей стабильности жизни нужны были частные изменения. Жизнь человека была неразрывно связана с полисом.

Поэтому каждый ощущал себя прежде всего гражданином, а уже потом просто человеком.

Отсюда проистекал культ гражданской доблести, уважение к законам своего города-государства.

Личностное начало было неразвито. Это не мешало активности, но своей неповторимой уникальности античный человек не ощущал.

Картина мира отражала сочетание высшей стабильности с непрерывными переменами. Мир представлялся вечным (его никто не создал). Он мыслился состоящим из четырех элементов: земли, воды, воздуха и огня. Эти элементы могли соединяться в гармоническое целое, тогда возникало мироздание таким, каким его видят люди. Но затем элементы разъединялись и наступал хаос. Идея сменяющих друг друга циклов преобладала в античном восприятии мира. То же самое и в общественной жизни.

Государства могли возникать и гибнуть, сменять друг друга на исторической арене, но это тоже были повторяющиеся циклы, только с разными участниками. Идея прогресса была чужда античности.

Сочетание стабильности и движения порождает гармонию. А она невозможна без такого понятия как мера.Идея меры играла важную роль к античной картине мира, так как с ней было связано представление о высшей справедливости: за нарушение меры в чём бы то ни было, как в хорошем, так и в плохом неизбежно покарают боги. А боги - это воплощение высших космических законов, которые неотвратимы.

Поэтому античному человеку был свойственен фатализм, который однако также не препятствовал активности.

Высшее освящение полисным порядкам с их системой ценностей и картине мира античного человека давала языческая религия.

Олимпийские боги, как две капли воды похожие на людей, имевшие все человеческие достоинства и недостатки, непрерывно пировали на небесном Олимпе, решали собственные проблемы , а если вмешивались в дела людей, то самым произвольным образом, считаясь, по преимуществу , лишь со своими желаниями. Здесь то же самое сочетание вечной неизменности и непрерывных беспорядочных изменений, которое в целом образует гармонию.

Античный полис обеспечивал существование и развитие греко-латинской цивилизации лишь на определённом этапе истории.

Наступил момент, когда интересы дальнейшего развития требовали преодоления полиса как типа государства, подводили к необходимости образования значительно более крупных и иначе устроенных государств . В Древней Греции кризис полиса начинается в конце V в. до н.э. и в какой-то мере разрешается в середине IV в., когда греческие города-государства оказались под властью Македонии и тем самым насильственно объединились. В древнем Риме кризис полиса сложнее локализовать во времени. Здесь это значительно более длительный процесс, протекавший со времени превращения Рима в Средиземноморскую державу и до падения Западной Римской империи.

Экономический аспект кризиса полиса заключался в развитии товарно-денежных отношений, которые нарушали экономическую замкнутость и самодостаточность города-государства. В социальной сфере происходило размывание основы полиса-слоя мелких и средних землевладельцев-общинников, ремесленников и торговцев, живущих результатами собственного труда.

Резкая имущественная дифференциация внутри этого слоя была следствием развития товарно-денежных отношений , а также широкого использования труда рабов в крупных хозяйствах. Под воздействием развития товарно-денежных отношений мелкие и средние собственники разорялись, а те, кто богател, захватывал или скупал землю у бедных, создавал ремесленные мастерские, в которых трудились рабы. Как следствие этих процессов пришло в упадок народное ополчение. Для Греции это привело к подчинению Македонии, а для Рима - к замене народного ополчения профессиональной армией, а в результате к падению республики и утверждению империи.

Греческие полисы сохраняли автономию под властью Македонии, а затем Рима. На территории Римской империи продолжали существовать италийские города - государства , а в тех провинциях, где раньше не было полисов, в период римского владычества они возникли.

Постепенная утрата римлянами своей исключительности в результате всё более широкого представления римского гражданства населению провинций и введение нивелирующей системы управления империей не меняло внутреннюю структуру государства, состоящего как бы из множества автономных образований государственного типа. В условиях общего кризиса III в. н.э. в результате натурализации хозяйства и свёртывания товарно-денежных отношений (следствие резкого сокращения притока рабов в связи с прекращением войн) города стали приходить в упадок и центрами хозяйственной, а затем и политической жизни постепенно стали крупные поместья.

Империя распалась на Восточную и Западную, усилились центробежные тенденции в провинциях.

Попытки римских императоров остановить этот процесс путём усиления бюрократического аппарата и тотальной слежки за администрацией провинций не могли принести успех. По мере переноса центра тяжести общественной жизни из города в поместье, складывания новой социальной структуры (духовенство, крупные землевладельцы, зависимые земледельцы, владевшие участком земли), распространения христианства в Западной Римской империи складывались предпосылки перехода к средневековью . Завершив изучение темы ''Античный мир'' , вы должны уметь ответить на вопрос: Каково соотношение понятий кризис полиса и кризис античной цивилизации ? Варианты ответов : 1. Кризис полиса и в Древней Греции и в Древнем Риме означал начало конца цивилизации. 2. Кризис полиса вскоре привел к его поглощению империей , а цивилизация продолжала развиваться и даже переживала периоды подъемов /Греция в период эллинизма - III-II вв. до н.э., когда на завоеванных Александром Македонским землях происходил синтез восточных и греческих начал в рамках эллинистических государств; Рим в период принципата и отчасти в IV в. н.э., когда удалось частично смягчить кризис III века/. Продумывая свой ответ, имейте в виду следующее: 1. а/ Кризис полиса не означал его гибели.

Полисы продолжали существовать в рамках империй /эллинистических и Римской/, но это уже были не независимые государства, а автономные политические образования, существовавшие к тому же под надзором общегосударственной администрации. б/ Понятие кризиса цивилизации также не предполагает немедленную гибель. Это скорее подтачивание ее основ. Но поскольку сама по себе цивилизация гибнет редко, возможны периоды временного подъема под воздействием каких-то конкретных причин. Полис был основой античной цивилиции.

Именно в его рамках протекали основные социально-экономические, политические и идеологические процессы. Но в античном мире существовали и межполисные связи: экономические, политические, культурные.

Развитие товарно-денежных отношений, морская торговля, периодическое образование союзов греческих городов-государств, военные успехи Древнего Рима - все это не было чем-то внешним по отношению к греко-латинской цивилизации. Между тем именно развитие обозначенных тенденций привело к кризису полиса и поставило вопрос о необходимости преодоления его как типа государства. 1 Лосев А.Ф. Двенадцать тезисов об античной культуре// Лосев А.Ф. История Античной эстетики. Книга I. М.,1992. 1 Л.И.Семенникова Античный мир//Л.И.Семенникова.