Авторизация и манипуляция в процессах управления

Авторизация и манипуляция в процессах управления

Содержание Введение 4 1. Анализ манипуляции 4 2. Основные манипулятивные типы 5 3. Причины манипуляции 6 4. Типы манипулятивных систем 9 5. Манипуляторы в установлении контакта 10 Заключение 13 Список использованных источников 14 Введение Парадокс современного человека в том, что, будучи ра зумным, обладая знаниями, он живет в состоянии неосознанности и 'низкого уровня жизненности'. Впрочем... Человек не рождается манипулятором. Это ре зультат взаимодействия с общественной средой. Пути и спосо бы манипулирования бесконечны, поэтому особенный интерес вызывает анализ причин манипуляции. 1. Анализ манипуляции Основная причина лежит в вечном человеческом ко н фликте между опорой на себя и опо рой на внешнюю среду. Здесь возникает проблема доверия себе и доверия другим людям.

Например, руководитель, не доверяя сотруднику, р азраба т ывает для него правила поведёния в тех или иных ситуациях и тре бует строгого выполнения его предписаний. Это типичная манипуляция, в которой сотрудник лишается возможности д ействовать по своему разумен ию и становится 'вещью' в руках руководителя.

Другой прим е р — недовери е к себе, побуждаю щее искать поддержки авторитетных лиц.

Человек, напри мер, не пытается на совещании доказывать свою правоту, а ссылается на авторитеты и ищет поддержки у сильных. Это тоже манипулирование.

Большей частью, отмечает Шостром, это результат воспитания: ребенка приучили не доверять се бе, все перепроверять и неусыпно контролировать себя /1/. Вторую причину выделил Э.Фромм. Он считает, что ис тинная сущность человека — это любовь. Но многие люди не : знают, как любить.

Большинство даже не осознает, что мы не можем любить ближнего своего, пока не полюбим самих себя. Мы под в ержены иллюзии, что чем более совершенными, чем более безупречными мы станем, тем более нас будут любить. В действительности все не так. Чем больше мы принимаем се бя со все ми своим и с л а б о ст ям и и недостатками, тем бол ее мы любимы.

Манипулятор же пытается заменить любовь властью над другим человеком и безнадежно проигрывает вне зависимости от того, получается у него это или нет.

Третья причина манипулирования объясняется Дж.Бугенталем и экзистенциалистами. Они считают, что риск и неопределенность вокруг нас столь велики, что современный человек чувствует себя беспомощным. При этом пассивный манипулятор вовсе отказывается от контроля за ситуацией и делает себя объектом, игрушкой судьбы.

Четвертая причина — это страх перед затруднительным положением. Много примеров этому можно найти в работах Эрика Берна, Дж.Хейли, В и льяма Гласссра. Пятая причина манипуляции объясн яется Альбертом Эллисом, который считает, что каждый на протяжении жизни обучается некоторым алогичным допущениям относите л ьно жизни. Одним из таковых является потребность получать одобрение от каждого встречного и поперечного.

Пассивны й манипулятор, отмечает А.Эллис, — это личность не правди вая и не честная, а пытающаяся угодить всем и каждому. До бавим от себя, что причин, объясняющих м анипуляции, куда больше, и вы найдете их в этой книге. 2. Основные манипулятивные типы Существует восемь основных манипулятивных типов, и вы их наверняка с легкостью узнаете, поскольку каждый из них есть среди ваших друзей или знакомых. 1 . ДИКТАТОР. Он, безусловно, преувеличивает свою силу, он д оминирует, приказывает, цитирует авторит е ты — короче делает все, чтобы упра в лять своими жертвами.

Разновидности ДИКТАТОРА: Настоятельница, Начальник, Босс, Младшие Боги. 2. ТРЯПКА. Обычно жертва Дик т атора и его прямая противоположность.

Тряпка развивает большое мастерство во взаимодействии с Диктатором. Она преувеличивает свою чувс т вительность. При этом характерные приемы: забывать, не с л ышать, пассивно молчать.

Разновидности Тряпки — Мни т ельный, Глупый, Хамелеон, Конформист, Сму щ ающийся, Отступающий. 3. КАЛЬКУЛЯТОР. Преувеличивает необходимость все и всех контролировать. Он обманы в ает, увиливает, лжет, старается, с одной стороны, перехитрить, с другой — перепрове ри ть других.

Разновидности: Делец, Аф е рист, Игро к в пок е р, делатель рекламы . Шантажист. 4. ПРИЛИПАЛА. Полярная противоположность Калькулятору . Изо всех сил преу вели ч и вае т св ою зависимость. Это личность, которая жаждет быть пр ед метом забот. Поз во ляет и исподво л ь заставляет других делать за него его работу.

Разновидности: Паразит, Нытик , Вечный Ребенок, Ипохондрик, Иждивенец, Беспомощны й, Человек с девизом 'Ах, жизнь не удалась, и поэтому . ..' 5. ХУЛИГАН. Преувеличивает свою агресс и вность, жестокость, недоброжелательность.

Управляет с помощью угроз р азного рода.

Разновидности: Оскорбитель, Ненавист ни к ,'' Гангстер.

Угрожающий.

Женская вариация Хулига н а — С варливая Баба ('Пила '). 6. СЛАВНЫЙ ПАРЕНЬ. Пр е ув ели ч ив а ет свою забот л ивость, любовь, внимательность. Он убива ю т добротой. В не к отором смысле столкновение с ним куда труднее, чем с Хулиганом. Вы не сможете бороться со Славным П арн е м.

Удивительно, но в любом конфликте Хулигана со Славн ы м Парнем Хулиган проигр ы вает.

Разновидности: Угодливый, Добродетель ный Моралист, Человек организации. 7. СУДЬЯ. Преувеличивает свою критичность. Он никому не верит, полон обвинений, негодования, с тр у дом прощает.

Разновидности: Всезнающий, Обвинитель, Обличитель, Со бират е ль улик, Позорящий, Оценщик, М с титель, Заставляющий признать вину. 8. ЗАЩИТНИК. Противоположность Судье. Он чрезме рно подчёркивает свою поддержку и снисходительность к ошибке. Он портит других, сочу в ствуя сверх всякой меры, и от казывается позволить т е м, кого защищ ает, встать на собст венные ноги, и вырасти самостоятельным. В место того что б з аняться собственными делами, он заботитс я о нуждах других . Разновидности: Наседка с цыплятами . Ут е шитель, Покрови тель, Мученик, Помощник, Самоотверже н ный.

Повторю, мы обычно явля е м собой ка к ой-то один из этих типов в наиболее выраженной форме, но время от времени в нас могут просыпаться и остальные.

Манипулятор бе з ошибочно находит себе партнера, наиболее подхо дящего ему по 'ти пу'. Наприм е р, жена-Тряпка скорее всею выбе р ет себе мужа - Диктатора с тем, чтобы наиболее эф фективно управлят ь им с помощью своих подрывных мер /1/. Иногда мы кажемся сов е рш е нно разли чными разным людям. И дело тут отнюдь не в их восприят ии.

Просто разным людя м мы демонстрируем разных манипулят ор о в, жив у щих в нас. Вот почему мы должны быть весьма осторожны в своих суждениях о людях, если эти суждения основываются на чужих мнениях.

Помните, они видели лишь часть личности. Может отнюдь не главную. 3. Причины манипуляции Основная при ч и н а манипуляции, считает Фредерик Перлз, в веч н ом конфликте че л овека с самим собой, поскольку в повседне в ной жизни о н вынужден опираться как на себя, так и на вне ш нюю среду.

Лучший пример такого конфликта — взаимоотношения между работодателем и рабочим.

Например, работодатель заменяет индивидуальное самобытно е мы ш ление правилами торговли. Он явно не дов е ряет этого дела продавцу и н е поз в оляет е му проявлять самод е ятельность.

Продавец должен стать орудием в руках своего босса, что, разумеется, наносит непоправимый удар по целостности его личности.

Покупатель, который общается уже не с человеком-продавцом, а со слепым исполнителем воли хозяина, тоже оказыва етс я оскорбл е нным и униженным. Есть и другая сторона проблемы.

Рабочий в современном обществе имеет тенденцию быть нахлебн и ком, охотником за дармовщиной. Он требует множества прав и привилегии, н е сделав почти ничего. Он не станет в ка честве утверждения собственной состоятельности доказыва я свои способности, свое мастерство. Нет. Ему должны прост о потому, что должны.

Таковы его аргументы.

Человек никогда не д ов е р яе т с ебе полностью.

Сознательно или подсознательно он всегда верит, чт о его спасение в других.

Однако и другим он полностью не доверяет.

Поэтом у вступает на скользкий путь манипуляц и й, чтобы 'другие ' всегда были у него на привязи, чтобы он мог их контролиро вать и, при таком условии, дов е рять им д ольше. Это похож е на ребенка, который съ е зжает по сколь з кой горке, уцепив шись за край од е жды другого, и в то ж е время пытается управлять им. Это похож е на поведение втор о го пилота, который отказывается ве с ти самолет, но пытается руководить первы е пилотом.

Короче, эту — первую, и главн у ю, — причину манипуляции мы назовем Недоверием. Эрих Фромм выдвигает вторую прич и ну манипулирова ния. Он считает, что нормальные отнош е ния между людьми — это любовь.

Любовь обязательно предп о лагает знание челов ека таким, каков он есть, и уважение его и стинной сущности.

Великие мировые религии призывают н ас любить ближне го своего, как самого себя, и вот тут зако л дованный круг нашей жизни замыкается.

Современный че л овек ничего не понимает в этих заповедях. Он понятия не имеет, что значит любить.

Большинство людей при всем жела н ии не могут любить ближн е го, потому что не любят самих себя. Мы придерживаемся лжепостулата, что чем мы лучше, чем совершеннее, тем любимее. Это поч т и прямо противоположно истине. В действительности, чем выше наша готовност ь признаться в челов е ческих слабостях (но именно в человече ских) , тем больше нас любят.

Любовь — это победа, дости чь которой нелегко. И в сущности ленивому м анипулятору остается лишь одна жалкая альтернатива любви — отчаянная, полная власть над другой лич н остью; вла ст ь, которая заставляет другую личность делать то, что ОН хоч е т ; думать то, что ОН хочет; чувствовать то, что О Н хочет. Э та в ласть позв ол яет с дел ать из д ругой личности вещь, ЕГО вещь.

Третью причину манипуляции предлагают нам Джеймс Бугенталь и экзистенциалисты. 'Риск и не о пределен н ость, — т ворят они, — окружают нас со всех сторон'. В любую ми н уту с нами может случиться все, что угодно. Ч е ловек чувствует себя абсолютно беспомощным, когда лицом к лицу оказывает с я перед экзистенциальной проблемой. П о этому пассивный манипулятор занимает такую позицию: 'Ах, я не могу контролировать всего, что может со мной случиться?! Ну так я ничего не буду контролировать! ' С горечью осознавая непредсказуемость своей жизни, человек впадает в инерцию, полностью прев ращает с е бя в об ъ ект, что многократно усиливает его беспом о щность. Несв е дущему человеку может показаться, что с этой минуты пассив ный манипулятор стал жертвой активного. Это не так. Крики: 'Я сдаюсь! Делайте со мной, что хотите !' — не бол е е чем т русливый трюк пассивного манипулятора. Как доказал Перлз, в любом жизненном конфликте между 'собакой снизу' и 'собакой сверху' побеждает пассивная сторона. Универсальным примером может служить мать, которая 'заболевает', когда не может справиться с детьми. Ее беспомощность делает свое дело: дети становятся послушнее, даже е сли они этого не хотели раньше /1/. Активный манипулятор действует совсем другими мето дами. Он жертвует другими и откровенно пользуется их бессилием. При этом он испытывает немалое удовлетворение, властвуя над ними.

Родители, как правило, стараются сд е лать своих дете й максимально зависимыми от себя и крайне болезненно относятся к попыткам детей завоевать независи мость.

Обычно родители играют роль 'собаки сверху', а дет и с удовольств и ем подыгрывают им как 'собаки с н изу' - При таком раскладе особенно популярной становится поведенч е с к ая техника если — то' «Если ты съешь картошку, то сможешь посмотр е ть теле визор.» «Если сделаешь уроки, то смож е шь по к ататься на маши не» Ребенок столь же успешно овладевает этой же техникой: «Если я подстригу лужайку, то, что я п о лучу » «Если оте ц Джима разрешает ему ус ажа ть на м а шине в с у бботу и воскрес е нье, то почему ты запр е щаешь мн е это» Ка к повел бы себя настоящий актив н ы й ман и пулятор в подобной ситуации? Он заорал бы: «Дела й , как я с к азал, и не приставай ко мне с дурацкими вопросам и!» - В бизнесе такая реакция встречается сплошь и рядом: 'Мне принадлежит 51 проц е нт капитала, и они будут носить ЭТУ у ниформу, потому что Я так хочу ! ' Помню, основатель колледжа, где я когда-то учился, говорил: 'Мне все равно, какого цв ета эти здания, раз они голубые'. Он был прекрасным челове к ом и прекрасным активным, манипулятором.

Четвертую причину манипуляций мы разыскали в работах Джея Хейли, Эрика Б е рна и Вильяма Глассера. Хейли во время дли т ел ь ной работ ы с шизофрениками заметил, ч то они более всего боятся тесных межличностных контактов. Бери считает, что люди начинают играть в игры для того, чтоб ы лучше управлять своими эмоциями и избегать интимност и . Глассер предполагает, что одним из основных человеч е ски х страхов я вляется страх затруднительного положения. Таким образом, мы д е лаем вы в од: м ан ип ул я тор — это личность, которая относится к людям ритуально, изо всех с ил стараясь избежать интимности в отношениях и затруднительного положения. И, наконец, пятую причину манипул я ции предлагает нам Альберт Эллис. Он пиш е т, что каждый из нас проходит некую жизненную школу и впитывает некоторы е аксиомы, с которы ми потом сверяет свои действия. Одна из аксиом такова: на м необходимо получить одобрение всех и каждого.

Пассивный манипулятор, считает Эллис, — это челове к, принципиально не желающий быть правдивым и честным с окружающими, но зато всеми правдами и неправдами стара ющийся угодить вс е м, поскольку он строит свою жизнь на этой глупейшей аксиоме. Хочу подчеркнуть, что под манипул яцией я подразумеваю нечто большее, чем 'игру', как это о п исано у Эрика Бер на в книге 'Игры, в которые играют люди, и люди, которые играют в игры'. Манипуляция — это ско рее система игр, это — стиль жизни /3/. Од н о дело единичная игра, цель которой — и зб е жа т ь затруднит е льного положения; и другое дело — сценарий жизни, который регламентирует в сю систему взаимо действия с миром.

Манипуляция — эт о псевдофилософия жизни, направл е нная на то, чтобы эксплуатировать и контролировать как с е бя, так и других.

Например, жена-Тряпка вс е свое существование обратила в незаметную кампанию сделать своего мужа-Диктатора ответственным за все ее жизненны е невзгод ы. Это не отдельная случайная игра; это — сценарий на всю их совместную жизнь. До некоторой степ е ни этот же сценари й ра з ыгры в ается в боль шинстве семей, включая мою и вашу, хот ь роли могут быть и обрат ным и. Что касается индивидуальных игр, то их великое множество; Берн фиксирует, например, такие: «Бей меня !», 'Торопливая', 'Смотри, как я стараюсь'. Все они направлены на то, чтобы скомпрометировать мужа. После того как она спровоцировала его на ругань и понукание ее, она всеми с и л а ми бу де т убеждать его, какой он мерзавец. Е ё манипулятивная система может быть названа 'Собиран и е несправедливо стей' 4. Типы манипулятивных систем Мы выделяем четыре основных типа манипулятивных систем. 1) А КТИВНЫЙ манипулятор пытаетс я управлять други ми с помощью активных м е тодов. Он ни за что не станет де монстрировать свою слабость и будет играть роль человека полного сил. Как правило, он пользуется при этом своим социальным положением или рангом: родит е ль, старший сержант, учитель, босс. Он становится 'собакой сверху', опира ясь при этом на бессилие других и добиваяс ь контроля над ними. Его любимая техн и ка — 'обязательства и ожидания', принцип табели о рангах. 2) ПАССИВНЫ Й манипулятор — противоположность активному. Он прикидываетс я беспомо щ ны м и глупым, разыг рыва я 'собаку с н изу', В то время как активный манипу л ятор выигрывает, поб е ждая противников, пассивный манипулятор выигрывает, терпя поражение. П озволяя акт и вному манипулятору думать и работать за него, пасси в ный манипулятор одерживает сокрушительную поб е ду. И лу чшие его помощни ки — вялость и пассивность. 3) СОРЕВНУЮЩИЙ СЯ манипу л ятор воспринимает жизнь как постоянный тур ни р, б е сконеч н ую цепочку выиг рыва ни й и проигрываний. С е б е он отвод ит роль бдительного бойца. Для н е го жизнь — это постоянная битва , а люди — соперники и даже враги, р еал ьные или п отен ц и ал ьные. Он колеблется между м е тодами 'собак и с в ерху' и ' собаки сн из у ' и являет собой см е сь пассив н ого и актив ного ман и пулятора. 4) БЕЗРАЗЛИЧНЫЙ манипу л ятор. О н и грает в безразличие, в индиффер е нтность. Стара е тс я уйти, устраниться от к онтактов. Его девиз: ' Мн е наплевать'. Ег о м етоды то пассивны, то активны; он то Сварли в ая Баба, то Муч е ник, то Беспомощный. На самом д е л е ему не наплевать, и даже очень не наплевать, иначе он не стал бы затеват ь с л о ж ную манипулятивную игру. В 'безразличность' часто иг ра ют супружеские дары. Игра 'Угрожать разводом' с л ужит прекрасным примером того, как манипулятор стара е тс я завоевать партнера. А отнюдь не разойтись с ним. Итак, подведем итог и . Философия акти в ного м а нипулят ора зиждется на том, чтобы главенствовать и властвовать во чтобы то н и стало.

Философия пассивного манипул я тора — никогда не вызы ват ь раздражения.

Философия соревнующегося манипу л ятора — выигрывать любой ц еной.

Философия индифферентно г о м а нипу л ятора — отв е ргать заботу. Это очень важно пони м ать , п оскольку манипулятор, как ты хитер он ни был, п редсказуем. И ес л и правильно поста в ить ему диаг н оз, то совсем не слож н о вычисли т ь, как он будет вести с е бя в той или иной ситуации. Хот и т е быть непредсказуемым! Станов и т е сь актуализатором. 5. Манипуляторы в установлении контакта В своей повседневной жизни человек вступает в сотни взаимодействий с другими людьми.

Разговоры, взгляды, улыбки — все это разные проявления одного и того же — КОНТАКТА, который люди налаживают друг с другом. У кого-то это получается лучше — их мы называем контактными людьми; у кого-то хуже — их называем неконтактными.

Манипуляторы, п ривыкшие считать окружающих марионетками, не испытывают особых сложностей в установлении контакта. 'Следует только дернуть за ту и ли иную веревочку, — думают они, — и контакт с этим человеком установлен' /1/. Я не берусь оспаривать их самонадеянность — многие на них действительно легко и быстро вступают во взаимодействие с окружающими. Хочу заметить только, что контакт кон такту рознь.

Попробуйте изобразить человека графически в виде двух окружностей — одна внутри другой.

Внутренняя окружности — это ядро ч еловеческой души; его сущность.

Внешняя окружность — это периферия его личности где от него, от его натуры осталось уже немного и где куда больше наносного приобретенного, скопированного /1/. Многочисленные контакты, которые легко даются манипуляторам, достигаются благодаря соприкосновению внешних окружностей. Эти контакты поверхностны, они не затрагивают души. Но давайте рассмотрим боле е личные и интенсивные формы коммуникаций, когда соприкасаются или пересекаются внутренние окружности человеческих душ, их ядра. Представьте себе двух влюбленных, которые могут взаимодействовать друг с другом посредством улыбки или вздоха. Это как раз пример контакта 'ядра с ядром'. Такой глубокий личный контакт, хотя и ценится очень высоко, встречается не часто. Люди предпочитают дистантные отношения, предпочитаю т соприкасаться 'перифериями'. Кроме того, большинство людей вообще не умеют устанавливать глубокий контакт, даже тогда, когда им очень этого хочется.

Контакт — это отнюдь не постоянное состояние. Это хрупкая преходящая субстанция, которая может развиться при встрече, а может и не развиться. Когда контакт установлен — вы наверняка это замечали, — слова приходят легко, беседа» течет плавно. Когда контакта нет или он поверхностен, язык как бы костенеет, разговор неизбежно приобретает неестест венный оттенок.

Кажется, что манипулятор своими бесконечными играми старается достичь лучшего контакта; на деле же все манипулятивные упражнения ведут к ослаблению или потере контакта вообще, поскольку они не что иное, как уход от сущности происходящего /3/. Одна из причин неспособности манипулятора установить контакт — это страх уязвимости, разобла ч ения и осуждения. Он боится, что стоит ему поддержать кон т акт, как тут же будет вскрыта его сущность, е го внутреннее ядро.

Истинный личностный контакт нев о зможен без риска . Манипулятор, который предпочитает не рисковать, в по лн е обходится полуконтактами. Куда удобнее, думается е му, кон тр олировать окружающих, чем взаимодей ст вовать с ними.

Поэтому он не вступает в беседу, а контролирует ее. Он должен выбрать тему разговора, потом оц енить расклад сил, то есть в процессе беседы он скорее оценивает происходящее, чем слушает. Он не пытается понять, зато всеми силами стремиться убедить. Если аудитория по каким-либо причинам ему не подходит, он уйдет от контакта веками протоптанной дорожкой, то есть ограничит разговор общепринятыми фразами на 'безопасные темы', например замечаниями о погоде. Джей Хейли указывает на четыре самых распространенных способа ухода от контакта, которые манипуляторы используют чрезвычайно часто. · Прикинуться 'случайным' человек о м в разговоре: 'Не моё дело говорить это вам', или 'Я в этом, к онечно, ничего не мыслю, но ...' , или 'Я не имею права лезть в ваши личные дела, но мне кажется...' · Поставить под сомнение то, что он только что сказал: 'О, забудьте это', или 'Вы не уловили главного', или 'Не придавайте этим словам значения...' · Сделать вид, что его слова относятся к другой личности: 'Ах, это я не о вас, а так, вообще...' или ' Я просто подумал вс лух, извините...' · Сделать вид, что он не разобрался в с итуации или в контексте сказанного: 'Вы всегда надо мной смеётесь ...' или 'Вы меня переоцениваете...' Противовесом такого рода 'штучкам' служат от но ш ения доверенные и открытые. В сущности — что такое любовь и забота? Это слагаемое трех чисел: симпатия плюс открытость плюс контакт.

Разумеется, на таком уровне можно поддерживать отношения с немногими, поскольку контактные взаимодействия требуют больших затрат времени и энергии.

Ничего нет страшного в том, что большинство наших отношений — причинные и поверхностные. Но без хотя бы одного-двух глубоких контактов человек не сможет состояться как личность, не может 'завершить' себя, дописать свой образ; не сможет стать актуализатором. Более того, не имея одного-двух глубоких контактов, человек сильно рискует своим психическим здоровьем.

Именно поэтому в лечении больных многие психиатры используют контакт как главное лекарство от неврозов, депрессий, одиночества. С одной стороны, современный человек не умеет налаживать глубоких контактов, с другой – не умеет уходить от поверхностных, ненужных контактов. Всем нам знакомо чувство вины , когда мы отказываемся, например, идти на вечер, который нам неинтересен, или когда уклоняемся от разговора с человеком, который нам неприятен. Нам неловко, что мы не соблюдаем всех этих светских условностей, и в то же время у, каждого нормального человека время от времени возникает сильнейшее нежелание видеть людей, общаться с кем бы то ни было, вообще выходить из дома. В этом нет ничего странного, поскольку каждый время от времени 'переедает' общества, контакто в , общения. Посчитайте, сколько времени вы проводите 'на людях'. Восемь часов на работе, восемь часов отношений с родными и друзьями после работы... Половина вашего существования — это контакты, контакты, контакты. Было бы неестественно и даже нездорово хотеть большего. И, напротив, более чем естественно, что время от времени вам хочется уйти от общений.

Манипуляции мешают не только установлению глубоких контактов, но и прекращению бесполезных, питательная ценность которых ниже нулевой отметки.

Манипулятор во взаимодействии с окружающими очень часто производит впечатление 'вцепившегося мертвой хваткой'. То есть он будет продолжать говорить с вами, хотя для всех очевидно, что беседу окончена. Не думайте, что его принужда е т так вести себя неловкость ('Не знаю, как закончить разговор''). Нет. Это не неловкость, а невротический страх ('Не сказал всего того, что хотел!') /2/. Этот страх стоит людям работы, когда они не могут окончить деловую беседу; этот страх каленым железом проходит по тонкой материи отношений между мужчиной и женщиной 'Вцепившийся мертвой хваткой' неизбежно восстанавливает людей против себя, когда повисает на разговоре, как бульдог на палке.

Вместо того чтобы откусить, он свирепо треплет палку разговора, а вместе с ней — нервы своего собеседника Вы не хотите раздражать окружающих? Тогда умейте вовремя закончить разговор.

Помните: лучше недоговорить, чей переговорить. Вы уже поняли, что уход от контакта может быть как манипулятивным, так и актуализационным - Здоровый уход - это способность временно приостанов иш ь контакт с другой личностью, когда этот контакт либо уже не продуктивен, либо вызывает болезненные ощущения.

Здоровый актуализационый уход — это уход к чему-то. И, в сущности, он направлен на то , чтобы прислушаться к себе.

Манипулятивный уход — это бег с тво; и он направлен не на то, чтобы разбираться в своих собственных чувствах и переживаниях, а на то, чтобы просто отброс и ть их прочь вместе с ситуацией, которой они вызваны /1/. Заключение Современный манипуля тор развился из нашей ориентации на рынок, когда человек — это вещь, о которой нужно много знать и к в торой нужно уметь управлять. Эрих Фромм говорил, что вещи мож но расчленять, веща ми можно манипулировать без поврежден ия их природы.

Другое дело — человек. Вы не сможет е расчл енить его, не разрушив, не умертвив. Вы не можете манипулировать им, не причиняя ему вреда, не убивая его.

Однако главная зада ч а рынка — добиться от людей того , чтобы они были вещами ! И — небезуспе шно. В условиях рынка человек уже не столько человек, сколько потребитель. Для торговца он – покупатель, для портного — костюм. Для коммивояжера — банковский счет. Даж е в тех заведениях, которые оказывают вам довольно интимные личные услуги, мадам — это лишь составляющая ее клиента.