Эжен Делакруa

Эжен Делакруa

Учился в 1816-22 в Париже.

Выступил как смелый новатор с полными напряжённого драматизма картинами на современные, исторические, литературные темы, воплощая в них сильные, мужественные характеры, большие чувства, свободолюбивые идеалы. Внёс в живопись необычайную выразительность цвета, богатство полутонов и рефлексов, свободную, импульсивную манеру письма.

Общественным событием становилось появление таких картин Делакруа, как ”Данте и Вергилий”, “Резня на Хиосе”, - глубоко жизненная трагическая сцена из борьбы греков против турецкого ига, “Свобода на баррикадах,” в которой символический образ свободы окружён фигурами реальных учасников революции 1830 года. В дыму канонады Свобода - цветущая и мощная женщина - ведет на приступ народ Парижа; в блеске июльского солнца ее величавые формы кажутся скульптурно выпуклыми. Сцена происходит в самом сердце Парижа, у городской ратуши; в глубине справа виднеются дома Сите, над которыми возвышаются башни Нотр Дам.

Воодушевленный трехцветным знаменем, захваченный успехом революции 1830 г., Делакруа приступил к работе 20 сентября, чтобы прославить в большой композиции это столь значительное событие. В марте 1831 г. он получил за нее награду, а в апреле выставил картину в Салоне.

Картина своей неистовой силой отталкивала буржуазных посетителей, которые к тому же упрекали художника за то, что он показал только 'чернь' в этом героическом действии. На салоне 1831 года министерство внутренних дел покупает 'Свободу' для Люксембургского музея. Через 2 года 'Свободу', сюжет которой посчитали слишком политизированным, убрали из музея и вернули автору.

Король купил картину, но, напуганный ее характером, опасным в период царства буржуазии, приказал спрятать, свернуть в рулон, затем возвратить автору (1839). В 1848 году картину требует Лувр. В 1852 - Вторая империя.

Картину опять считают подрывной и отправляют в запасник. В последние месяцы Второй империи 'Свободу' снова рассматривали как великий символ, и гравюры с этой композиции служили делу республиканской пропаганды. Через 3 года ее извлекают оттуда и демонстрируют на всемирной выставке. В это время Делакруа переписывает ее вновь.