Государство, право, религия

Государство, право, религия

Понятие 'государство' связанно с двумя более широкими понятиями - 'общество и власть'. Общество - это общность людей на определенной территории, характеризующаяся экономическим и духовным единством и целостностью организации жизни. [1] Главная черта общества заключается в том, что оно представляет собой систему разумных существ, т.е. 'особый самостоятельный социальный организм, охватывающий все население на той или иной территории [2] . Выделяются две разновидности общества: 1. неразвитые общества, т.е. общества с еще не сложившимися, неутвердившимися экономическими, политическими, социальными, духовными отношениями, институтами. 2. развитые общества, т.е. с уже сложившимися, сформировавшимися отношениями, и институтами.

Существенно деление общества и на такие две группы: a) общества, в которых необходимые единство и организованность достигаются в основном за счет внутренних экономических и духовных факторов (демократические общества); b) общества, в которых необходимые единство и организованность достигаются в основном в результате использования действующей внешней силы - власти (недемократические общества (с авторитарной и тоталитарной властью)). Из этого вытекает значение понятия власть.

Власть - это отношение господства и подчинения, при которых воля и действия одних лиц (властвующих) доминируют над волей и действием других лиц (подвластных) [3] . Определяющей чертой власти является возможность одних людей, организаций господствовать над другими организациями и людьми, над их воле и действиями.

Власть призвана служить обществу, обеспечивать его целостность, служить личности, обеспечивать и охранять права и свободы граждан. Есть две разновидности власти: 1. естественная власть - в семье, в обществах по интересам; 2. власть, которая 'навязывается', выступает как внешняя сила - в партиях, в общественных объединениях и т.д. Особо выделяется политическая власть, которая является 'аппаратной', т.е. осуществляется через аппарат власти, институты организованного государственного принуждения. Само по себе возникновение государства выражает вхождение человеческого общества в цивилизацию, т.е. обретение им качеств саморегулирующейся системы, развивающейся на своей собственной основе.

Важнейшей особенностью, характеризующей государство в условиях цивилизации, движение к свободе - постепенно утверждающаяся автономия личности, экономическая свобода, основанная на частной собственности, участие личности в управлении обществом (народовластие в тех или иных формах). По мере совершенствования цивилизации, роста и упрочения демократии государство превращается из простого, из 'просто' организации политической власти, из примитивного, 'варварского' принудительно-репрессивного образования в политическое общество, организованное, где власть функционирует в комплексе со всеми институтами власти, государства в соответствии с принципом разделения властей.

Исторический процесс идет от несовершенного, неразвитого государства, выступающего обычно как диктаторская государственная власть, к развитому государству, где регулируются народовластие, экономическая свобода, свобода личности.

Вместе с этой основной закономерностью в развитии государства, может быть отличен и ряд других: · 'уход' государства от экономики, все большее его отделение от хозяйственной жизни, от выполнения функций собственника; · развитие конституции, институтов и правовых механизмов, сдерживающих политическую власть, вводящих ее в четко очерченные рамки, в строгий правовой режим; · все большее преобладание республиканской формы правления; · эволюция в формах и методах деятельности государственных органов, их все большее подчинение закону, нравственным, гуманным началам.

Развитие государства в любую эпоху неотделимо от развития (иногда противоречиво) всего общества, его экономики, культуры, морали, духовной жизни. В передовых демократических странах в области политико-государственной жизни все большее значение приобретают такие тенденции: государство все больше становится 'государством человека', в котором человек, его неотъемлемые права и свободы, нравственно-духовные, гуманитарные основы его бытия выдвигаются на первое место; все общество, а не только государственная - выступает в качестве правового; утверждаются и все более развиваются институты либеральной демократии - парламентамум, свободные выборы, муниципальное самоуправление, федерамум; усиливается в условиях невмешательства государства в экономику, в частно-правовые отношения социальная ориентация, в его деятельности; возвышается независимое правосудие, обеспечивается через него всесторонняя защита человека, его прав и свобод. Вывод : государство - продукт истории, выстраданной человечеством, ее опыта, ее ошибок. По мере развития истории позитивный потенциал государства все более и более раскрывается.

Поэтому, в условия демократии совершенствование и укрепление государства во всем комплексе его институтов - единственное, естественное и оптимальное направление, по которому должна идти политическая жизнь современного общества. II . Развитие государства, его совершенствование и укрепление, разумеется так, чтобы во всем комплексе его институтов все более реализовывались начала демократии, экономическая свобода, свобода личности - это закономерный процесс, отвечающий нуждам человечества.

Государство - это политико-территориальная суверенная организация публичной власти, располагающая социальным аппаратом в целях осуществления управленческо-обеспечительной, охранительной функций, способная делать свой веления обязательными для населения всей страны. Очень часто в нашей жизни мы встречаемся со словом 'право', прекрасно представляя себе когда речь идет о моральном или юридическом праве.

Юридические права четко определенные, записанные в законе, устойчивые, , защищаемые особенными государственными органами. Под термином 'право' понимается обоснованная, оправданная, свобода или возможность поведения, которая признается в обществе. [4] Есть еще и другие значения этого слова: 1) в смысле обычных прав - свободы или возможности поведения, основанной на обычаях, т.е. нормах, вошедших в привычку. 2) в смысле моральных прав - свободы или возможности поведения, основанной на принципах добра и справедливости. 3) в смысле корпоративных прав - свободы или возможности поведения, основанной на уставных и иных положениях, которые действуют внутри общественных, негосударственных объединениях, организаций, партий. 4) в юридическом смысле - свободы или возможности поведения, называемой субъективным правом, основанной на законе, иных официальных источниках. Но и в юридическом смысл 'право' имеет два значения: 1. субъективное юридическое право - свобода и возможность субъекта, конкретного лица, на юридически обеспеченное поведение [5] . 2. объективное право - здесь термин 'право' близок к терминам 'закон', 'законодательство', и имеется в виду не свобода и возможности поведения, а нечто 'объективное' в обществе - юридические нормы, выраженные в законах, иных источниках, либо в целом (Российское право), либо как часть (гражданское право). [6] В каждом политически организованном обществе наряду с правом в юридическом смысле существует естественное право, которое охватывает такие права как: право на жизнь, право на свободу, право на равный эквивалент при товарном обмене. Права, относящиеся к естественным, существуют независимо от того, закреплены они где либо в законе или нет, они непосредственно вытекают из естественного порядка вещей, из самой жизни, из существующих в обществе экономических , духовных и даже естественно-природных факторов. В отличии от естественного права, право в юридическом значении предстает как позитивное право, выраженное в законе, в других источниках. Как позитивное право оно: создается людьми, общественными образованиями, - законодателями, судами, самими субъектами права и т.д. является результатом их творчества, целенаправленной волевой деятельности. существует в виде закона, иных источников, т.е. особой внешне выраженной реальности (а не просто в виде мысли, идеи). Существует три способа формирования и существования позитивного права: обычное право, право судей, право законодателя.

Обычное право - исторически первая, наиболее тесно связанная с самой жизнью форма позитивного права. Право судей - судебное решение, посвященное определенному лицу, конкретному делу, может стать образцом, примером (прецедентом) для подобных же жизненных случаев. Таким путем формируется право судей, т.е. прецедентное право. Право законодателя ( право закона) - формирование позитивного права путем прямой деятельности государственных органов, как правило, высших, по мере развития демократии - представительных.

Сущность права заключается в регулировании общественных отношений в условии цивилизации, в достижении на нормативной основе такой стабильной организации, организованности общества, при которой регулируется демократия, экономическая свобода, свобода личности.

Высшее общественное предназначение права - гарантировать в нормативном порядке свободу в обществе, утверждать справедливость, создавать оптимальные условия для развития в обществе экономических и духовных факторов, исключая произвол и своеволие в общественной жизни. По своим исходным началам право призвано быть стабилизирующим и умиротворяющим фактором.

Именно в этом заключена важнейшая сторона правового регулирования.

Основные функции права в соответствии с его предназначением таковы: регулятивная - упорядочение общественных отношений путем закрепления существующих общественных связей и порядков и обеспечения активного поведения тех или иных субъектов. охранительная - установление мер юридической защиты и юридической ответственности, порядка их возложения и исполнения. Таким образом, право, как и государство. призвано служить людям, обществу, обеспечивать его нормальную жизнь.

Наиболее общими признаками права являются: 1. Общеобязательная нормативность - нормы права распространяют свое действие на территорию всей страны, на все население. 2. Выражение норм в законах и иных признаваемых государством источниках - юридические нормы, это строгая внешняя реальность, независимая от усмотрения отдельных лиц. 3. Действие через дозволение через субъективные права - признак, который раскрывает особенности права как 'права' выделяет его из других норм, действующих в обществе. 4. Государственная обеспеченность - признак, свидетельствующий о том, что общие правила, которые признаются государством в качестве правовых, имеют поддержку самой мощной социальной силы - государственной власти. Вывод: Право - это система общеобязательных норм, выраженных в законах, иных признаваемых государством источниках и являющихся общеобязательным критерием правомерно-дозволенного (а также запрещенного и предписанного ) поведения. III . Современная религия чрезвычайно многообразна и динамична, она отражает реалии нашего времени и стремится соответствовать его требованиям и запросам. С начала своего существования человек выдумал бесчисленное множество суеверий, люди создали 50 тысяч больших и малых религий. Одно только христианство породило 3 тысячи сект, то есть групп верующих, отделившихся от господствующей церкви. В 1985 году из 4,5 миллиардов населения нашей планеты было свыше 3 миллиардов верующих различных исповеданий.

Распространенность религии не означает не означает, что она истинна.

Известны племенные, национальные, мировые религии.

Племена Африки и Австралии почитают духов, предковпокровителей.

Наиболее крупные национальные религии - индуизм, синтоизм ('путь богов' у японцев), конфуцианство и даосизм (религия Китая), иудаизм (религия евреев). Мировые религии - буддизм, ислам, христианство. Они распространены во многих странах и у многих народов. В различных религиях, вероисповеданиях, устанавливаются обязательные для верующих правила - религиозные нормы. Они содержатся в религиозных книгах (Ветхий Завет, Новый Завет, Коран, Сунна и др.), в решениях собраний верующих или духовенства, в произведениях авторитетных религиозных писателей. Этими нормами определяется порядок организации и деятельности религиозных объединений, регламентируются отправление обрядов, порядок церковных служб. Ряд религиозных норм имеет моральное содержание (заповеди). В истории права были целые эпохи, когда многие религиозные нормы носили юридический характер, регулировали некоторые политические, государственные, гражданско-правовые, процессуальные, брачно-семейные и иные отношения. В некоторых современных исламских странах Коран ('арабский судебник') и Сунна - основа религиозных, правовых, моральных норм, регулирующих все стороны жизни мусульманина, определяющих 'правильный путь к цели' (шариат) [7] . Тысячелетие назад наша страна приняла христианство, как государственную религию.

Распространение христианства проводилось княжеской властью и формирующейся церковной организацией. все время существования религия тесно переплетена с государством и правом. При крещении Руси народ принуждали принимать новую веру.

Митрополит Иларион киевский признавал '...никто не сопротивлялся княжескому приказу, угодному богу, и крестились если не по собственной воле, то их страха перед приказанием, ибо его религия была связана с властью.' Церковь сыграла важную роль в развитии и укреплении государственности.

Постепенно церковь становится землевладельцем, ей платится 'налог', церковная десятина.

Церкви в древней Руси принадлежало три больших круга судебных прав: 1- судебная власть над всем христианским населением Руси по некоторым делам; 2- право суда над некоторыми группами людей (церковные люди); 3- судебная власть над населением тех земель, которые были феодальной собственностью.

Церкви. С течением времени церковь была неотделима от государства, в России были церковные школы, монастыри, храмы.

Ведущую роль играла Русская Православная церковь. Ряд брачно-семейных и некоторых иных норм, признаваемых и установленных православной церковью ('каноническое право'), был составной частью правовой системы. После отделения церкви от государства эти нормы утратили юридический характер, в 1917 году церковь была отделена от государства. декрет, принятый Советом Народных Комиссаров 20 января 1918 года, уравнивал православную церковь с остальными религиозными объединениями, из государственной организации она превратилась в частное общество, образованное на добровольных началах для удовлетворения потребностей его членов и содержащихся за их счет.

Предусматривалось, что граждане могут обучаться религии частным образом. К сожалению в прошлом (религиозное) законодательство о религиозных культах не всегда соблюдалось. В 30-е годы разгул беззакония повлек за собой необоснованные репрессии, жертвами которых стали многие священнослужители русской православной церкви. В 60-е закрывались храмы. В наше время восстанавливаются храмы, монастыри, церкви, разрушенные до основания за годы советской власти. Но сейчас церковь выступает как центр духовной культуры русского народа, а не '...как часть государственного механизма...'. Патриарх Пимен, отвечая на вопросы агентства печати Новости, сказал: 'Церковь отделена от государства, и это положение мы считаем правильным, ибо Церковь и государство различны по своей природе [8] . В настоящее время нормы, установленные религиозными организациями, соприкасаются с действующим правом в ряде отношений.

Конституция создает правовую основу деятельности религиозных образований, гарантирует каждому свободу совести, включая право 'свободно исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними' [9] . Религиозное объединение может иметь статус юридического лица, иметь храмы, молитвенные дома, учебные заведения, культовое и другое имущество необходимое для религиозных целей.

Некоторые религиозные праздники официально признаны государством с учетом исторических . Гражданину Российской Федерации предоставлено право заменять военную службу выполнением альтернативной гражданской службы, если несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию.

Верующие имеют возможность беспрепятственно совершать религиозные обряды, такие как: вступление в брак, рождение ребенка, его совершеннолетие, похороны и многие другие, только юридическое значение имеют лишь документы, полученные в органах записи актов гражданского состояния либо других государственных органах, правомочных выдавать такие документы. Вывод: Начавшееся в нашей стране восстановление культуры, исторического сознания, невозможно без возрождения самой цивилизации. А нужно признать, что религия на протяжении тысяч лет служила основой любой известной истории цивилизации, определяла нормы отношений принадлежащих к каждой из них огромных масс людей.

Целенаправленная политика уничтожения религии неизбежно приводит к уничтожению основ цивилизации.

Литература: 1. А.С. Пичелкин, Общая теория права. М. 1995 г., с.117-118, с. 35-47, с. 83-104. 2. С.С. Алексеев, Государство и право. М. 1996 г.,с. 4-29, с. 48-104. 3. Р.З. Лившиц, Теория права. М. 1994 г., с. 28-46, с. 47-53, с. 195-197. 4. М.Н.Бессонов, Православие в наши дни. М. 1990 г. 5. В.В Лазарев, Общая теория права и государства. М. 1996 г., с. 35-98. 6. К. Маркс., Ф. Энгельс, Соч. I том с. 414-415, М. 1995 г. 7. Л.Фейербах, История Философии. М. 1967 г. 8. М.Арипов, Ислам и мировая цивилизация.