Хозяйство и быт Степной Скифии

Хозяйство и быт Степной Скифии

Скотоводство Главным занятием скифского населения Степной Скифии долгое время было КОЧЕВОЕ СКОТОВОДСТВО . Скифы , писал Геродот : “не основывают ни городов , ни укреплений , но все они , будучими стрелками , возят свои дома с собой , получая пропитание не от плуга, а от разведения домашнего скота ...” . Кочевое скотоводство Степных Скифов основывалось на разведении и круглогодичном содержании под открытым небом стадных копытных (лошадей , овец , крупного рогатого скота) .В течении достаточно долгого времени , т.е. весь период скифской архаики , этот вид хозяйства был господствующим на всем Северном Причерноморье . Но с середины V в. до н.э. в долине Днепра и на ближайших к ней участках степи начинает возникать новая форма скотоводства -полукочевая , предполагающая зимнее содержание скота в загонах с подкормкой его твердыми кормами . Длительное время - вплоть до гибели Великой Скифии - эти два вида скотоводства сосуществовали , составляя экономическую основу политического объединения именуемого Великая Скифия. Но вернемся к кочевому скотоводству , определяющему хозяйственно-культурный облик степи в период скифской архаики и сохраняющему свое значение и в среднескифский период . Наиболее благоприятные природные условия для ведение чисто кочевого скотоводства существовали в самой южной и средней природных подзонах степи (территории нынешней Одесской , Николаевской , Херсонской и Донецкой областей) . В составе стада , определяемого по остатку костей в погребениях и в насыпях курганов , преобладали животные , способные к длительным перекочевкам - лошади и овцы , в меньшей мере присутствует крупный рогатый скот . Об экстерьере животных можно судить по изображениям на предметах скифской торевтики - в первую очередь на Пекторали из кургана Толстая Могила , что на Днепропетровщине (рис.1,1-2;4-6) на чаше из Братолюбовского кургана на Херсонщине (рис.1;3) . Сведений об организации скотоводческого хозяйства мало . Учитывая особое значение качества пастбищ , расположение водопоев и особенности выпаса лошадей и овец , можно предположить , что основная направленность сезонных перекочевок кочевников - от водораздельных пастбищ весной и летом - в долине рек , на подовые и пойменные пастбища осенью и зимой . Возможным местом зимовки кочевников была пропойменная зона Днепра . Не случайно Геродот писал , что Борисфен (Днепр) “предоставляет прекраснейшие и изобильные пастбища для скота”. Именно в этих районах по археологическим материалам прослеживается возникновение первых зимовок скифов , затем превращающиеся в стационарные поселения. На рубеже V-VI вв. до н.э. в экономике Степной Скифии происходят значительные изменения . Некогда плодородные пастбища Северного Причерноморья под воздействием непомерного выпаса животных и ряда других негативных влияний человеческой деятельности ухудшаются . Вытаптывание пастбищ происходит в первую очередь на водоразделах . Это закономерный процесс развития любого кочевого общества . Также закономерности и поиски человеком лучших условий существования и попытки изменить хозяйство , приспособившись к новым условиям . Так на рубеже V и IV вв. до н.э. возникает полукочевое скотоводство . В стаде полуосёдлых скифов начинает преобладать крупный рогатый скот , меньше становится лошадей и овец . По внешним признакам они мало чем отличались от скота кочевых скифов (рис. 2;2-6) . В костных материалах поселений полуосёдлых скифов фиксируются кости домашней свиньи . Кормовую базу полукочевого скотоводства составляли пойменные пастбища , использование которых не требовало длительных перекочевок . На левом берегу Днепра выделяются три массива плавневых пастбищ -Великий Лук , Малая и Большая Плавни , на правом берегу - Базавлукские плавни . Ближе к ним в начале IV в. до н.э. и переселяется большинство степных скифов . Здесь почти одновременно возникает более 100 поселений , селищ и городищ степных скифов . Обычно они группировались вокруг городищ - укреплённого поселения , защищённого земляным валом высотой более 2 м.

Наиболее изучённым является Каменское городище , расположенное на левом берегу Днепра в г.

Каменка-Днепровская Запорожской обл . За валами внутри территории городища располагалось несколько разновременных посёлков . Переходящие к полукочевому образу жизни скифы этим валом как бы отделялись от других , закрепляя за собой пастбища обширной поймы . За пределами городища , на расстоянии 1-3 км по берегам небольших балок и над поймой формируется округа городища , состоявшая из небольших незащищенных поселений , селищ , зимовок . В систему Каменского городища входит также Лысогорское городище . В этой системе оно играло особую роль , которая выражалась в поставке всему региону твердых кормов , о чем свидетельствуют большие зерновые ямы этого памятника . С памятниками оседлости Каменского региона связаны обширные курганы могильники - Момай-гора , Солоха с группой курганов , Ильинские , Знаменские и др. могильники . Особую группу составляют скифские памятники о.

Хортица , которые группируются вокруг Савутинского городища , защищавшего единственный на Днепре брод . Оно укреплено не только земляным валом , но и сырцово-деревянными конструкциями на нём . Городище окружали поселения и селища , а также безкурганные могильники . Подобную структуру имел правобережный регион оседлости с центральным Капуловским городищем , посёлками и селищами вокруг него и курганами могильниками типа Кутянского , Никопольского , Капуловского, группы Чертомлыка и др . Таким образом в Степной Скифии выделяются особые структуры -эколого-экономические , состоящие из городища-центра , расположенного на пересечении торговых путей , расселенческой зоны , в которой сосредоточены неукреплённого поселения и селища , и зоны фильтрации ресурсов с единичными и многочисленными погребальными памятниками . В Степной Скифии таких районов пять : Каменский , Капуловский , Хортицкий , Приднестровский .Степное Побужье-Поингулье входило в Ольвийский эколого-экономический район . Оценивание в целом скотоводство степных скифов , отметим , что эта отрасль имеет главную роль на каждом этапе развития хозяйства степных скифов . Изменялись лишь формы её организации - если в период скифской архаики существовало лишь кочевое скотоводство , то в среднескифский период существуют две формы организации скотоводствакочевая и полукочевая . Земледелие Раскопки поселений Поднепровья свидетельствуют о том , что на рубеже V-VI вв. до н.э. тут формируется новая отрасль экономики Степной Скифии - земледелие . Земледелие степных скифов не связано со способами обработки земли , применявшимися в Поднепровье в период поздней бронзы . Земледелие скифов возникло из потребностей скифского кочевого хозяйства и было ориентировано на производство твёрдых кормов , столь необходимых для подкормки скота в зимнее время . По-видимому , к IV в. до н.э. пастбища днепровской поймы перестали обеспечивать кормами скот в зимнее время и появилась необходимость в запасах пленчатого ячменя и проса . Именно эти культуры преобладают в зерновых ямах городища Лысая Гора . Палеоэкологическая ситуация в степи в этот период стала причиной сложения “скифского” степного земледелия . В видовом отношении среди культурных растений преобладали засухоустойчивые : просо обыкновенное , ячмень пленчатый , в меньшей степени - полба . В обработке земли использовался перелог . На небольшом участке целены жгли травостой , потом при помощи ручного деревянного орудия (ни одного плуга пока на территории Степной Скифии не найденно) её обрабатывали и засеивали . Через год-два участок запускали в перелог , который использовался как пастбище . Приблизительно через десять лет участок вновь обрабатівался . Таким образом , земледелие степных скифов в IV в. до н.э. играло вспомогательную роль в хозяйстве степных скифов и было подчинено скотоводству . Объёмы его производства обеспечивали лишь минима-льные потребности населения в кормовом зерне , и его вывозе или о товарном характере земледелия в степи говорить не приходится. Этим земледелие в степи по сути отличается от античной земледельческой системы , ориентированном не только на внутренние потребности античных центров Северного Причерноморья , но и на вывоз определённой части хлеба в Грецию . Домашнее производство Все виды домашнего производства степных скифов - деревообработка , обработка камня , изготовление посуды , обработка скотоводческого сырья , прядение и ткачество были полностью обеспечены собственным сырьём . Зависимость от природных ресурсов обусловила концентрацию основных видов домашнего производства степных скифов в Поднепровье . Именно в пойме Днепра были сосредоточены леса-сырьё для деревообработки . Использовалась древесина дуба , ясеня , бука , граба , клёна , берёзы , тополя, ольхи , липы , ивы . Способы обработки древесины степными скифами довольно сложны - здесь и рубка , и раскол ствола дерева при помощи клиньев , и лицовка поверхности долотом , теслом , и гнутьё , и долбление . Т.е. деревообработка у степных скифов достигала значительного уровня развития и находилась на стадии превращения в ремесло . Как и обработка дерева , обработка камня , была сосредоточена в Степном Поднепровье , где расположены мощные выходы гранита и песчаника . Уровень специализации в обработке этих материалов в раннем железном веке оставался достаточно низким и это производство не вышло за пределы домашнего . Домашний характер имели прядение и ткачество , появившееся в среде осёдлых скифов в среднескифский период . Сырьём для этих видов домашнего производства были шерсть , конопля , крапива и , возможно , лён . Геродот так описывает сырьё для прядения и ткачества у скифов : “ Растёт у них в стране конопля более всего напоминающая лён , от которого отличается высотой и толщиной . Этими качествами конопля немного превосходит лён . Она растёт и сама по себе , и посеянная . Из неё скифы делают себе одежду , чрезвычайно похожую на льняную . Тот , кто не очень хорошо её знает , не различит - из льна эта одежда или из конопли ; тот , кто вовсе не видал конопли , считает , что одежда льняная .“ Обработка скотоводческого сырья также осуществлялась в рамках домашнего производства . Кочевники были умелыми косторезами . Об этом свидетельствуют раскопки хозяйственного комплекса на Каменском городище , мастером которого изготовлялись костяные ручки к ножам и шильям , а также сами ножи , костяные орудия для обработки кож . Сравнение материалов этой мастерской с находками ножей с костяными ручками в погребениях Степной Скифии позволяют говорить о том , что мастерская , обнаруженная на Каменском городище , снабжала своими изделиями всё Степное Поднепровье . Степные скифы обрабатывали шкуры животных , шили из них одежду , умели валять войлок (о чём свидетельствуют находки войлока в кургане Вишневая могила ) , делать верёвки из сухожилий лошадей , кожаную утварь из шкур , плетёные , крученые или шитые ремни для упряжи , т.е. почти всё необходимое в скотоводческом хозяйстве производилось в нём же . Основные виды повседневной утвари также производились самими же скифами . К среднескифскому периоду скифянки полностью усвоили способы лепки посуды . К этому времени в скифском быту утвердились наиболее рациональные формы посуды , удобные при кочевом и полукочевом образе жизни (в основном горшки средних размеров и небольшие миски ) , своя орнаментация посуды . Т.е. , к началу среднескифского периода сформировался так называемый степной скифский керамический комплекс . В основном эта посуда для приготовления мясной и молочной пищи . Изготовление такой посуды не было централизованным - каждая хозяйка могла вылепить необходимое ей количество посуды и обжечь её на костре . Как видно из описанного выше , у степных скифов ремесла как такового не было . Ремесленные изделия , которые встречаются в скифских памятниках , в большинстве случаев поступали сюда из Лесостепи или из античных центров Северного Причерноморья . Земледелие появилось в Степной Скифии в конце V - начале IV вв. до н.э. - в начале как дополнительный компонент скотоводческой экономики . Возникает оно из потребностей скотоводства - для расширения кормовой базы последнего . Лишь в “позднескифское” время земледелие под влиянием античности превращается в самостоятельную отрасль экономики Нижнего Поднепровья .Земледелие степного региона на протяжении всего периода существования Степной Скифии оставалось дополнительной отраслью , ориентирован-ной на потребления внутри общества . О его товарности и вывозе зерна за пределы Степной Скифии говорить не приходится . Б ы т С хозяйством , способом жизни народа , неразрывно связан его быт . Он играет роль связующего звена между производственной (хозяйственной ) и непроизводственной сферой жизни . В связи с этим изучение быта представляет особый интерес . Кроме того , быт , точнее его основное составляющие - жилище , одежда , утварь , пища - достаточно полно представлены археологически . Ж и л и щ е Одним из основных элементов материальной культуры , отражающих приспособление человека к условиям обитания , является его жилище . Подвижный образ жизни кочевников диктовал выбор лёгких строительных материалов . Тип жилища отвечал не только требованиям окружающей среды , но и техническому уровню эпохи , специфике местных строительных материалов . Первому периоду кочевания , когда кочевники не имеют определённой территории для кочевания и передвигаются на значительные расстояния , присущи единственный вид жилища - повозки с крытым верхом . Существование у скифов таких передвижных жилищ фикси – руется в первую очередь письменными источниками . Гиппократ подробно сообщает о кибитках скифов : “ Наименьшие бывают четырёхколёсные , а другие - шестиколёсные : они не проницаемы для света ни для ветров . В эти повозки запрягают по две или три пары безрогих волов . В таких помещаются женщины , а мужчины ездят верхом на лошадях “ . Остатки повозок зафиксированы в 12 погребениях Степной Скифии . Таким образом , жилище кочевника - скифа периода архаики реконструируется как один из вариантов кочевнического крытого войлоком или шкурами шалаша на повозке . Во второй половине V-VI вв. до н.э. определяются пастбищные территории . В местах , наиболее пригодных для зимнего выпаса скота возникают зимовья . По - прежнему основным видом жилища является повозка , плетеный верх которой снимается и превращается в наземное жилище . Позднее появляются сооружения с углублённой в землю основой - полуземлянки или землянки . Следы подобных жилищ исследованы на скифском городище Лысая Гора у г.

Васильевка Запорожской обл . Такая полуземлянка имела небольшое круглое в плане основное помещение и круглое входное . Наземную часть сооружения можно восстановить как конический шалаш , покоящийся на вертикальных стенах без дополнительного крепления крыши . В расположении входов в жилище Каменского и Лысогорского городища проявляется одна общая закономерность . Большинство остатков дверных проёмов располагается в южных или юго - западных , западных стенах раскопанных жилищ . В соответствии с этнографическими данными , например , по кочевым казахам , входы в жилище на зимовниках располагались с подветренной стороны . В холодное время года в Поднепровье преобладают восточные и северо - восточные ветры . Сопоставляя “ розу ветров “ в холодную пору года и планы строительных остатков , можно заметить , что скифы также располагали входы в свои жилища с подветренной стороны . Жилища строились самими скифами - специальных знаний для возведения столь простых сооружений не требовалось . Сведения об интерьере жилищ довольно скудны . Края полуземлянок могли использоваться как круговые скамейки или лежанки . Земляная скамейка или лежанка , расположенная в торцевой части одной из полуземлянок городища Лысая Гора имела высоту 0,40 м . , в ширину 0,50 м . Подобное сооружение прослежено в землянке на поселение Первомаевка . В жилищах Каменского городища и на Лысой Горе выявлены остатки очагов . Для жилых помещений городища Лысая Гора характерны открытые очаги открытой формы . Очаг одной из полуземлянок был обложен поставленными на ребро небольшими камнями . Изнутри они обмазаны глиной , которая была прожжена на 2-3 см. Для освещения жилищ использовались глиняные светильники . Один из них найден в полуземлянке на поселении Лысая Гора . Он изготовлен из лепного горшка с отбитым горлом и имел на стенках сквозные отверстия для подвешивания . На внутренней поверхности сосуда - толстый слой нагара . В качестве светильника использовались иногда лепные чашечки , подобные находкам из материалов поселений у с. Нико - лаевка . О д е ж д а Раскопки скифских погребений , как богатых , так и бедных , немногочисленные изображения скифов на предметах торевтики позволяют реконструировать их одежду . Изображения на куль–обском, воронежском , гайманском сосудах , на “шлеме” из Передериевой Могилы позволяют представить внешний облик скифа - воина . Остроконечные кожаные башлыки закрывали голову . Кожаные безрукавки со свисающими острыми концами пол , застеганные влево и опущенные мехом надевались поверх рубах с длинными рукавами . Верхней одеждой были плащи из кожи иногда даже человечьей : “ Многие из них делают из содранной кожи верхние плащи с тем , чтобы носить , сшивая их , словно овчины ” . Длинные кожаные штаны напоминающие шаровары и мягкая обувь без каблука (или скифики ) завершали мужской костюм . Женскую одежду восстановить труднее , так как изображения женщин немногочисленны . Основным источником для восстановления женского костюма остаются женские погребения . По положению бляшек в районе головы можно восстановить головной убор - в виде кокошника или конуса , обшитого золотыми бляшками . Изредка голову украшали повязки - стленгиды , метапиды . Основу одежды составляло платье - рубашка с длинными рукавами , поверх которого одевался плащ без рукавов , обшитый золотыми бляшками . Серьги , ожерелья , гривны и перстни из золота , серебра и бронзы , стеклянные или пастовые бусы , многочисленные золотые нашивные бляшки (рис. 4) дополняли одежду любой скифянки . Л.С. Клочко провёл реконструкцию скифского женского костюма , что показано на рисунке 3 . У т в а р ь Утварь степных скифов бедна и набор её подчинён образу жизни и быта её создателей и потребителей . Предметы домашнего обихода разделяют на группы по признакам функционально - бытового предназначения , по материалам и техники изготовления . Наиболее многочисленная посуда , разделенная на группы по материалам - лепная, деревянная , каменная , металлическая . Прослеживается деление по функциональному назначению - на столовую , кухонную или тару . Анализ инвентаря погребений , связанного с погребением пищи дал результаты , показывающие особенности быта различных слоёв насе – ления . Причём , такое социальное расслоение в быту по погребениям раннескифского периода не прослеживается . Замечено , что в наиболее богатых погребениях скифской знати сооружались специальные помещения - так называемые , хозяйственные ниши , в которых хранились пищевые запасы погребённого . При анализе инвентаря 26 ниш составлено представление о наборе утвари наиболее богатых скифов . В хозяйственных нишах наиболее богатых погребений хранились : посуда для варки ( котёл , котелок , железные крючки для мяса и щипцы ) и потребления ( блюда , подносы ) мяса или бульона ( деревянные чаши , иногда с обивками ) . Отдельный блок составляла посуда для питья вина ( амфора , черпак , ситечко , килик , кувшин ) , молока или молочной водки (кожаные сосуды , металлические или деревянные открытые сосуды ) . Прослежены некоторые закономерности расположения хозяйственных ниш в погребальном комплексе . Ниши с пищей располагались в области головы погребённого , в то время как отсеки или отдельные ниши с набором утвари для питья располагались в ногах (Двугорбая Могила ) . Крайне редко хозяйственные ниши сооружались в дромосах.

Сооружение хозяйственных ниш с таким богатым набором инвентаря характерно для погребений царского ранга или высшей скифской знати . Менее богатые могли позволить себе простой набор инвентаря - лепная керамика , деревянные сосуды , блюда или подносы для мяса и греческая посуда для вина . Амфоры в таких курганах чаще всего происходят из материалов тризны . Типичный набор утвари рядовых погребений среднескифского периода - лепной горшок и деревянное блюдо или поднос с частью туши барана или коровы с одним - двумя железными ножами . В наборе утвари как из погребений , так и из материалов памятников оседлости , наиболее многочисленная группа лепной посуды . Коллекция посуды , изготовленной без применения гончарного круга из поселений среднескифского времени более многочисленна , но менее разнообразна , по сравнению с керамическим комплексом архаического периода . В погребениях IV в. до н.э. количество посуды, вылепленной вручную уступает лишь амфорной таре , а в материалах памятников оседлости ( за исключением Каменского городища ) оно чуть больше или равно количеству амфор . Именно в IV в. до. н.э. , с переходом к оседлости , скифские женщины научились лепить посуду . В этот период появляется свой , чисто скифский набор лепной керамики - горшки особых форм и миски .Они преобладают в материалах памятников IV в. до н.э.

Горшки разнообразны - с короткой дуговидной в разрезе шейкой , с горлом , отогнутым в виде раструба , с прямым горлом , с резко отогнутым венчиком и почти цилиндрической шейкой , больших размеров ( рис. 5 ; 3,10,5,11 ) . Мисок немного , в основном это посуда с загнутым внутрь венчиком и в форме перевёрнутого усечённого конуса . Основные мотивы орнаментации сосудов скифской керамики - пальцево-ногтевые вдавления , косые насечки по краям венчика , отпечатки штампа или косые насечки в основании шейки ( рис. 5 ; 3,5,10 ) . В среднескифский период почти полностью исчезает рельефный орнамент , крайне редко встречается прочерченный ( рис. 5 ; 11 ) . Скифянки научились лепить сосуды , напоминающие формы греческих гончарных - так появились лепные подражания античным формам ( рис. 5 ;6 ) . Некоторые из подражаний найдены в погребениях . Эти находки свидетельствуют о сильном влиянии античного гончарного производства на формирование скифского керамического комплекса . Количество лепной посуды , имеющей аналогии в керамике фракийских культур , по сравнению с периодом архаики заметно сокращается . Группа состоит из горшков с короткой изогнутой шейкой , баночных сосудов и мисок двух типов . Для посуды фракийского облика характерен рельефный орнамент и тщательная обработка внешней поверхности - заглаженная или заложенная поверхность . В IV в. до н.э. на территории Степной Скифии появляются первые сосуды меото-сарматского облика . Они более характерны для керамики Елизаветовского городища . Два горшка , имеющие анологии в керамике сарматских памятников найдены в скифских погребениях Крыма . Картографирование курганов IV в. до н.э. , в которых была найдена лепная керамика , показывает их повышенную концентрацию вблизи Днепровской поймы . Наиболее многочисленная коллекция таких сосудов в таких могильниках , как Широкое , Шевченко , Любимовка , Вольная Украина , Гаймоново поле . Могильники , расположенные в “ открытой” степи ( Носаки , Рясные Могилы , Златополь , Троицкое , Большая Белозёрка ) , дают единичные экземпляры лепных сосудов . Соотношение основных разных в технологическом отношении групп керамики (амфоры , столовая-чернолаковая керамика , простая гончарная, лепная ) показывает различные уровни экономического развития регионов Степной Скифии . Основная масса античной посуды поступала в Степное Поднестровье , также много , как и в Поднестровье , керамики поступало в Степной Крым , а вот Поднепровье , Побужье снабжалось античной посудой в меньшем количестве . Причём , основная масса античного импорта оседала в Поднепровье , в Левобережье . В памятниках среднескифского периода греческая гончарная посуда становится господствующей в группе столовой керамики , почти полностью вытесняет лепную столовую посуду . Так количество чернолаковой керамики в погребениях IV в. до н.э. увеличивается по сравнению с предыдущим периодом более чем в 10 раз , количество простой гончарной - почти в 9 раз . Набор амфор из скифских погребений мало чем отличается от амфорной тары хорошо изучённой по материалам античных памятников Северного Причерноморья . Амфоры чаще всего встречаются в скифских погребениях Поднестровья и Степного Крыма. В погребениях Крыма амфора в ногах погребённого или в насыпи кургана - почти обязательная деталь погребального комплекса ( коллекция гончарной керамики из Акташского могильника ) . Меньше чем в Поднестровье или в Крыму , но больше , чем в Поднепровье , амфор найдено в погребениях Побужья . Равное количество погребений с амфорами на Правобережье и Левобережье Днепра . Амфорной тарой поселений Степной Скифии представлены все основные центры виноделия Греции . В первой половине IV в. до н.э. преобладали продукты , вывозившиеся в фасосской и гераклейской таре . В слоях второй половины IV в до н.э. чаще встречаются фрагменты синопских и херсонесских амфор . В материалах Каменского городища много фрагментов амфор боснорского производства . Часть амфорной тары имела клейма . Наиболее ранние клеймённые амфоры появляются на Каменском городище - амфоры с о. Фасос . Фрагменты амфор с фасосскими клеймами найдены в поселениях Маячка , Великая Знаменка и Высшетарасовка . Амфоры с гераклийским клеймением встречаются на Каменском и Лысогорском городищах , на поселении Князь-Григорьевка . Группа амфор с синопскими клеймами наиболее многочисленна . Синопские клейма зафиксированы на амфорах Каменского и Капуловского городищ и Волошского поселения . Крайне редко встречаются амфоры с херсонесскими клеймами . Они найдены лишь на Каменском и Лысогорском городищах . На Каменском городище найдено много фрагментов амфор с монограммными клеймами . В целом коллекция фрагментов амфор с клеймами подтверждает вывод о том , что основными центрами , поставлявшими вино в Правобережную и Левобережную Степную Скифию были о. Фасос , Гераклея , Пепарет , позднее - Синопа и Херсонес . Иногда на стенках сосудов из памятников Степной Скифии встречаются граффити . Так , на горле амфоры из Каменского городища была процарапана большая “А” . На горле лепного сосуда из материалов Каменского городища процарапаны знаки , напоминающие магические . Тара из Греции очень ценилась обитателями скифских поселений . Многие амфоры имеют следы ремонта ( просверленные в стенках отверстия , через которые “сшивались” стенки сосуда ) . Фрагменты амфор , которые нельзя было отремонтировать использовались вторично как инструменты -чаще всего -терочники или лощила для обработки кож . Посуда для питья вина ( а этот обычай уже прочно утвердился в скифской среде ) представленабольшой группой чернолаковой керамики . Широкие возможности импортанарядной греческой посуды затормозил производство обитателями Северного Причерноморья своей лощевой лепной керамики .Больше всего посуды для вина поступало в Поднестровье . Количество погребений с чернолаковыми сосудами одинаково и в Степном Крыму и в Поднепровье и в Побужье . Чернолаковая керамика представлена в основном сосудами для вина.

Замечено что в конце V - первой половине IV вв. до н.э. в Степное Причерноморье поступают кратеры и килики ( рис.6 ;2 ) . Чуть позже в скифском быту появляются канфаровидные килики , а со второй - третьей половины IV - канфары ( рис.6; 3,5 ) , и солонки ( рис.6 ; 4 ) , часто имевшие штампованный орнамент ( рис.6 ; 1,7 ) . В материалах памятников осёдлости фрагменты чернолаковой керамики встречаются крайне редко . Со второй половины IV в. до н.э. в степных скифских погребениях появляются простая гончарная керамика - серои красноглиняная .Чаще всего посуды этой группы встречаются в памятниках Поднестровья и Степного Крыма . Стабильно невысокий процент погребений с простой гончарной керамикой в Поднепровье и в Побужье . Это сосуды для вина или для воды - сероглиняные кувшины ( рис.5 ; 9 ) . Красноглиняные сосуды из погребений Степных Скифов - кувшины - найдены в слоях городища Лысая Гора , Первомайского поселения и поселения Чернеча , много фрагментов сероглиняных кувшинов и мисок найдено на Каменском городище . Эти сосуды могут быть отнесены к продукции Ольвии , где они распространены начиная с периода архаики до первых веков н.э.