Москва - третий Рим, а четвертому не бывать

Москва - третий Рим, а четвертому не бывать

Православие вошло в Соборное уложение 1649 г как государственная религия.При Петре I был введен Синод и церковь стала автокефальной (т.е независимой от Византии (которой уже не было!!!)) Москва впервые упоминается в летописи в 1147 году как владение суздальсого князя Юрия Долгорукого.Рост и воввышение Москвы были связаны с ее расположением на пересечении торговых путей в Центральной части славянских земель.В XIV веке город выдвигается как центр Московского Великого княжества, одного из сильнейших княжеств Северо-Восточной Руси, в это же время город становится резиденцией русских митрополитов,а затем резиденцией патриархов. В последнюю четверть XV века,при великом князе Иване III Москва превращается в столицу русского централизованного государства.Наиболее древней частью города является ансамбль Кремля с великолепными соборами.С древних времен Кремль был резиденцией власти на Руси.Для обороны великих святынь Кремля от вражеских набегов Иван III повелел возвести новы стены и башни,и для этой цели были призваны итальянские зодчие,считавшимися в то время лучшими строителями в Европе. II 1) Успенский собор (1475-1479) Он был построен итальянским архитектором Аристотелем Фьораванти.За образец ему рекомендовали взять Успенский собор во Владимире.Возведению собора придавалось огромное значение.

Величавость архитектуры Успенского собора - в целости и строгости его пропорций,в могучем пятиглавии куполов.Внутри собора высокие своды, удивительный простор,обилие света и воздуха.Фрески,иконы,ресьба по дереву, драгоценная утварь,шитье и другое убранство Успенского собора поражает своим великолепием.Документы рассказывают,что в 1481 году художники Дионисий, Тимофей,Ярец и Коня выполнили иконостас собора.Вероятно эти же мастера расписывали и алтарь.Наибольшую ценность представляют фрески 'семь спящих отроков Эфесских','Сорок мученников'.Наибольшую ценность представляет сохранившаяся настенная живопись.Она неоднократно менялась.Ценнейшие иконы: 'Богоматерь Владимирская','Святой Георгий','Спас Ярое Око'.Успенский собор был не только первым по значению храмом на Руси,но и главным общественным зданием Русского государства,расчитанным на проведение пышных торжественных церемоний.Здесь оглашались государственные акты,присягали на верность московскому князю,венчались на царство русские цари и короновались императоры. В соборе похоронены московские патриархи и митрополиты.Их гробницы расположены вдоль стены.Двадцать огромных люстр освещают собор.Как рассказывают предания,центральная люстра отлита из серебра,отбитого русскими солдатами у наполеоновских войск в 1812 году.

Благовещенский собор - домовая церковь русских князей.Он является памятником русского зодчества,в котором собраны достижения национальной архитектуры того времени.Построенный псковскими мастерами в 1484-1489 гг.,храм первоначально был небольшим и венчался тремя головами - в 60-х годах XVI века были возведены четыре одноглавые церкви над галереями собора и две ложные над сводами,после него собор превратился в живописное девятиглавое здание.С южной стороны пристроили паперть с высоким белокаменным крыльцом.

Внутри Благовещенский собор невелик.Легкие ступенчатые своды пола держатся на четырех столбах.У западной стены,согласно обычаю,устроены хоры для царицы и ее детей.Обращает на себя внимание необычный пол собора.Он набран из плиток красновато-охристой дагоценной агатовидной яшмы.Большая часть икон, находящихся в соборе написана замечательным художником Феофаном Греком.Есть семь икон праздничного ряда,расположены слева от северной стены собора,и школа с изображением архангела Михаила выполнена великим художником Андреем Рублевым.Почти все иконы этого собора неоднократно записывались,подновлялись. Самые ценные иконы:'Благовещение','Богоматерь'. Архангельский собор Напротив Благовещенского находится Архангельский собор.Он построен в 1505-1508г итальянским архитектором Алевизом Новым.Архангельский собор отличается нарядностью,обилием декоративных деталей.Фасады расчленены стройными ........ и украшены двумя карнизами,которые делят здание как-бы на два этажа.Северный и Западный входы собора украшают резные порталы, покрытые золотом и красками.Главный вход собора,расписанный фресками с изображением сцены 'Крещения Руси',находится в широком углублении лоджии.

Наряден интерьер собора,полностью выполненный в древнерусских традициях. Своды держатся на шести столбах:четыре из них в центре храма а два в алтаре. На этих четырех столбах изображены русские князья.На Южной стене изображены великие московские князья,похороненные в этом соборе.Большую ценность представляет икона 'Архангел Михаил'.Он изображался,как символ уверенности русского народа в победе над врагами.С начала XIV до первой четверти XVIII в Архангельский собор был усыпальницей русских князей.Первым в нем был похоронен Иван Калита.В соборе 46 гробниц. 3) Спас Нерукотворный Главный,центральный образ всего древнерусского искусства - образ Иисуса Христа,Спаса,как его называли на Руси.Спаситель (Спас) - это слово абсолютно точно выражает представление о нем христианской религии.Она учит,что Иисус Христос - человек и одновременно Бог и Сын Божий,принесший спасение человеческому роду.Основой этих представлений является Евангелие. (само слово Евангелие означает 'благая весть') Составляющие его четыре книги,написанные апостолами,учениками Иисуса Христа,несут 'благую весть' о самой личности Спасителя,о принесенном им в мир спасении.Спасом называли и любое изображение Иисуса Христа в древнерусском искусстве - и это не было простое перенесение на него имени изображенного.Спасителем мира предстает Иисус Христос на фресках и иконах,в мозайках и миниатюрах,т.е глубокое понятие,суть евангельского предания лежит в основе его образов,созданных во все времена существования древнерусского искусства.

Нерукотворный Образ,или иначе Спас Нерукотворный, - важнейший образец, которому следовали мастера во все времена,пока существовало древнерусское искусство,икона,созданная по преданию,не только при жизни,но и по воле самого Иисуса Христа.

Легенда о Нерукотворном Образе утверждала не только то,что это изображение было создано по воле Иисуса Христа,но и и то,что оно было создано им в помощь страждующему человеку.И эти свойства помощи и защиты связывались на Руси не только с тем изображением,которое почиталось как подлинный Нерукотворный Образ,но и с его повторениями,поэтому 'Неркотворный Образ','Спас Нерукотворный' часто на Руси помещали над вратами крепостей,на воинских стягах.Многочисленны были и иконы,возпроизводящие Нерукотворный Образ.

Древнейшая из сохранившихся - 'Спас Нерукотворный',созданный в Новгороде в XII веке и принадлежащий сейчас Государственной Третьяковской галерее. На прямоугольной иконе,в центре ее,как и на натянутом на доску 'плате Авгаря' - только большеглазый лик с длинными прядями волос и небольшой,чуть раздвоенной бородой - всегда узнаваемый в иконописи лик Спаса.Традиционное буквенное обозначение имени Иисуса Христа в углах иконы утратились,не сохранились и греческие буквы на перекрестии нимба,обозначающие 'вечную сущность'.Но золотом - знаком вечного света,как и много веков назад,сияет нимб.И преображен божественным началом узнаваемый облик Иисуса Христа,его человеческая плоть.Мощная линия с предельной ясностью,словно на века высекая их,вычерчивает благородные черты лика,высокие дуги бровей,тонкий нос,широко распахнутые длиненные глаза.отстраняясь от того,что развертывает перед иконой,отрешаясь от всего внешнего,темные зрачки этих глаз чуть сдвинуты в сторону:самоглубленного покоя,в котором постигается недоступное,исполнен взгляд Спаса.Сияюща,непроницаема поверхность лика,написанного теплым розовато-желтым тоном,абсолтно слитыми мазками,как говорили в старину, 'плавями'.Поттверждая особую природу этого лика,золотыми по темной основе прочерчены обрамляющие его волосы,золото сверкает даже в очень живой, характерной,лежачей на лбу короткой прядке. 4) Богоматерь Владимирская Рядом с образами Спаса в древнерусском искусстве по своему смыслу и значению,по тому месту,которое они занимают в сознании и в духовной жизни людей,стоят образы Богоматери - Девы Марии,от которой воплотился, вочеловечился Спаситель, - образы его земной матери.Следуя преданию, Богородицу называют 'начатком спасения' в прославляющих ее церковных песнопениях.Жительница Земли,она дала плоть вочеловечившемуся ради людей Богу. В ней первой достигнута была и та цель,ради которой совершилось это вочеловечивание: в ней,Матери Спаса,ставшей 'невместимого Бога вместилищем', наиболее полно приблизившаяся к своему великому Сыну,было свободно,очищено от греха и искажения человеческое естество.Так,как очищено оно было в самом Христе,так,как оно должно очиститься,по христианскому вероучению,в конце концов у всего пошедшего за Спасителем человеческого рода.И тверда у христиан вера,что,став Владычицей мира,стала Богородоца и неизменной заступницей людей: извечное материнское сострадание обрело у нее высшую полноту,ее сердца 'произенное'великими муками Сына,навечно отозвалось на бесчисленные людские страдания.Евангелие упоминает о Богоматери скупо.Но с глубочайшей древности первые христиане собирали и хранили предания о ней - апокрифы,существовавшие в Палестине.

Предание гласило,что первые иконы Богоматери были созданы еще при ее жизни, что их написал один из апостолов,автор Евангелие - Лука.К этим иконам возводили в Византии и на Руси все существовавшие изображения Богородицы. До конца поттвердить или опровергнуть эту легенду современная наука не может: до нашего времени просто не дошло ни одного изображения Богоматери,которое можно было бы датировать I веком новой эры - предпологаемым временем жизни ее и евангелиста Луки.Но зато ее изображения II-III веков дошли до нас, вполне вероятно,что многие их устойчивые черты,которые в последствии сохраняло искусство,восходят к еще более ранним,возможно,и прижизненным иконам. К произведениям художника - евангелиста причислялась и икона 'Богоматерь Владимирская',которая считалась палладиумом,покровительницей России,сейчас находится в коллекции Третьяковской галерреи.Существует летописное известие, что икона эта была привезена в начале XII века в Киев из Царь-града (так называли на Руси столицу Византии Константиниполь).Имя 'Владимирская' она получила на Руси:ее забрал с собой из Киева,отправляясь в Северо-Восточные земли,князь Андрей Боголюбский.И здесь,в городе Владимире,икона обрела свою славу.В начале нашего столетия 'Богоматерь Владимирская была расчищена от вековых наслоений.Она,по единодушному мнению ученых,которое согласуется с летописным известием,считается произведением великого константинопольского художника начала XII века.Твердо соблюдает этот мастер те требования,которым в течение веков отвечали иконы Богоматери.В углах доски он помещает обозначение словом ее личности:буквы МР ОV -начальные буквы греческих слов 'Мать Бога', фон иконы покрывает он золотом,знаком вечного света,знаком того,что изображенное на ней предстает так,как живет оно в вечной пямяти людей.А в центре иконы располагается поясное изображение Богоматери с младенцем на руках,нежно прижавшимся к ее щеке.Изображение Марии и младенца в позах взаимного ласкания - распостраненный в византийском искусстве тип изображения - по гречески называлось 'Елеуса',а по русски обозначалось как 'Умиление'.Как и всегда с ранних христианских времен,Мария изображена закутанной в темновишневый плащ - мафорий - одежду замужных палестинских женщин,а на мафории - звезды,знаки ее девства,чудесно сохраненного 'до рождества,в рождестве и по рождестве'.Древнейшим,неизменным представлением о внешности Марии соответствуют здесь черты Богоматери,их можно описать словами древнего апокрифа,которые гласили,что у Марии 'лик был смуглый и овальный,волосы цвета спелой пшеницы,рот алый,глаза в форме плодов миндаля и руци тонкостью источены'.Прижимая к себе правой рукой младенца Сына,мягко склонившись к нему головой,левую руку простирает к нему Мария в жесте моления:пронзенная своей материнской скорбью за него,она к нему уже несет свою печаль,свое извечное заступничество за людей.и способным разрешить материнскую печаль,ответить на ее молитву изображен здесь младенец Сын : в его лике,в его обращенном к матери взгляде таинственно слились детская мягкость и глубокая,неизреченная мудрость.

Золотым ассистом - знаком божественной силы - пронизана его детская рубашечка, а через плечо по ней проходит клав - особая полоса,традиционный византийский символ царской власти,ставший и символом власти 'Небесного Царя'.Полный младенчекой любви и нежности к Матери,Сын одновременно преисполнен силы и мудрости вочеловечевшегося от нее Владыки мира,черты которого твердо и ясно проступают в его облике. 5) Благовещения Пресвятой Богородицы Благовещение - принесение архангелом Гавриилом 'благой вести' Деве Марии о рождении,о воплощении от нее Спасителя - этого важнейшего,согласно христианскому вероучению,события на пути спасения рода людского.В честь этого события с древнейших времен весной,25 марта (7 апреля по новому стилю) справлется праздник Благовещения Пресвятой Богородицы,входящий в число двунадесятых.Широко и разнообразно (в стенных росписях,в иконописи) изображалось поэтому Благовещение в древнерусском искусстве. До наших дней дошли образы благовещения начиная с самого раннего, домонгольского периода древнерусского искусства.И в их числе не только фресковые изображения,сохранившиеся в храмах той эпохи.На сюжет Благовещения написана одна из немногих сохранившихся домонгольских икон 'Благовещение Устюжское',принадлежащая сейчас Государственной Третьяковской галерее, датируемая XII веком.Свое имя эта икона,созданная,очевидно,новгородским художником,получила в связи с легендой,что ее вывез в Москву из Устюга в XVI веке Иван Грозный.И с этой древнейшей и знаменитейшей русской иконы естественнее всего начать рассказ об образе Благовещения в искусстве Древней Руси. В основе 'Благовещения Утюжского' лежит очень простой и очень древний извод, входящий даже не к византийскому,а к раннехристианскому искусству.Крупно,в полный рост,почти во всю высоту иконы изображены здесь оба участника события - принесший весть архангел Гавриил и принявшая ее Богородица.Никаких предметов и деталей,обозначающих место действия,ничего отвлекающегося от них внимания здесь нет.Спокойно,недвижимо стоит архангел Гавриил,опущены его золотые крылья.Но он чуть повернулся к Богородице,и его правая рука поднята в жесте обращенного к ней благославения - как безусловный и ясный знак принесенной им вести,переданной благодати.Прямо перед собой смотрит стоящая на невысоком подножии Богородица,но голова ее наклонена в сторону архангела Гавриила в знак того,что внимает она принесенной им вести,обретает принесенную им благодать.И как зримый итог этого обретения - изображен на ее груди,поверх складок мафория,обнаженный младенец,на которого указует она правой рукой.И через эту указующую кисть перекинута алая нить пряжи;кудель Мария держит в левой руке - как таинственное 'прядение' из материнской крови плоти младенца истолковывалось топрядение ею пурпура,о котором говорит придание.Вверху,над архангелом Гавриилом и Марией,в синем 'небесном сегменте' изображен сидящий на алых херувимах Вседержитель с ликом Иисуса Христа,но с седыми волосами - 'Ветхий День....',и синий луч,нисходящий на Богородицу Дух Божий,идет от него и касается ее плеч.Но эти жесты и знаки делает предельно выразительными сам почти непередаваемый словом облик архангела Гавриила и Марии.Поистине исполненными благодати предстают на иконе и златовласый,могучий,большеглазый архангел Гавриил в сияющих медвяноголубых одеждах,принесший весть,и величаво кроткая Богородица,благодать принявшая.Необычно кратко и емко передает 'Благовещение Устюжское' самую суть евангельского рассказа о принесении благой вести.Древняя икона завораживает раскрывающимся в своей потаенной глубине светлым чудом. 6) Архангел Михаил Архангел Михаил - архистратиг (по-гречески-верховный военачальник),полководец воевода верных Богу ангелов,победоносный враг Сатаны,победитель зла.Он считался покровителем воинов,бьющихся за правое дело.Верили и в то,что грозный враг Сатаны,архангел Михаил сопровождает душу умерших,отгоняя от них грозящую им бесовскую силу.Покровительство архангела Михаила,небесного воеводы и покровителя праведных воинов,стремились обрести войны древнерусские.

Нередко его крылатая фигура украшала их воинские шлемы.Архангелу Михаилу, защитнику душ умерших от бесовской силы,посвящались на Руси многие кладбищенские церкви.Ему посвящена и усыпальница московских князей,а затем и русских царей - Архангельский собор в Кремле.Широко изображалп архангела Михаила иконопись.

Сохранилась знаменитая икона 'Архангел Михаил' XIII века,принадлежащая сейчас Третьяковской галерее.Существом иной,не человеческой природы предстает здесь изображенный в полный рост архистратиг.Напряженно всматриваются в даль, прозревая глубины бытия,открывая сокровенное зло,его прозрачные глаза;словно освещен отсветом алого пламени весь его лик.Свидетельствуя о его ангельской природе,широко распахнуты за его спиной крылья,в руках он держит присущие лишь ангелам посох и сферу с именем Иисуса Христа.В знак его воеводского, воинского достоинства архангел Михаил одет в одежды византийского императора: на нем длинный узорчтый дивисилий и плащ,а по груди и плечам препоясан он широким лором (лентой),обильно украшенным драгоценными камнями.И эти одежды, связанные с высшей людской властью,в сиянии оттенков алого,которымиони написаны,предстают частью того же горячего света,который ложится на лик архангела Михаила,напоминают о власти таинственной и мощной,которой он наделен.Прославленный архитратиг Михаил древнерусского искусства - икона архангела Михаила,входящая в денсусный Звенигородский чин,написанный Андреем Рублевым.Изображенный в денсусном молении архангел Михаил предстает существом чудесным,но чудесна в нем удивительная кроткость.Она пронизывает весь облик русоволосого архангела Михаила с мягко склоненной кучерявой головой,с нежным, округлым,написанным святящимися охрами ликом,льется она из его широко распахнутых глаз.Свету и кроткости,наполняющим архангела Михаила, соответствует и цвет его крыльев.Могучий борец с Сатаной,со злом,архангел Михаил ни в чем,как говорили в старину,не 'приразился ему'.Вьются над его кудрями тороки слухи : слушая Бога,противостоит злу абсолютной полнотой добра,написанной Андреем Рублевым воевода небесного воинства.И это рублевское истолкование образа архангела Михаила стало самым глубоким,самым плодотворным в русском искусстве,соединяясь с широкими представлениями о противостоянии добра и зла. 7) Андрей Рублев,Феофан Грек Величайшим художником Древней Руси был Андрей Рублев.Так думаем не только мы,люди XX века.Так думали современники мастера и ряд последовавших за ним поколений.Тем удивительнее скудность сведений о нем в средневековых литературных источниках.Поэтому и нам не многое известно об этом живописце. Даже даты его рождения и смерти определяются не точно,а приблизительно.

Несложная биография Рублева,какой она представляется на сегодняшний день,в немногих словах может быть рассказана так.По-видимому художник-коренной москвич.Родился в 60-х годах XIV века.Еще в юности -когда именно неизвестно принял пострижение в Троице-Сергиевом монастыре под Москвой.Обычное явление в средневековье:когда многие мастера и на Руси и в Западной Европе были монахами.В 90-х годах XIV века Рублев входил в число живописцев работавших в Звенигороде по росписи Успенского храма 'на Городке'.Очевидно эти работы обратили внимание современников и положили начало известности мастера. По сообщениям летописца,в 1405 году он работал уже в Благовещенском соборе Московского Кремля вместе со знаменитым Феофаном Греком и старцем Прохором с Городца,предполагаемым учителем Рублева.Аспустя 3 года мы видим его с живописцем Даниилом Черным и 'сотоварищи' -дружных помощников,пишущих фрески и иконы в Успенском соборе во Владимире.Московский Благовещенский собор - великокняжеский дворцовый храм.Владимирский Успенский собор - один из наиболее посещаемых в Древней Руси храмов,предмет неустанных попечений великих князей московских;в 1408 году утрачены части его росписей XII века должны были заменить новыми фресками но по велению Василия Дмитриевича,сына Дмитрия Донского.Разумеется к выполнению столь отечественных заказов не могли привлечь неизвестных или малоизвестных мастеров. Как протекала жизнь Рублева по возвращению из Владимира в Москву,теперь никому не ведомо.Можно лишь сказать,что,видимо,во втором десятилетии XV века он написал лучие свои произведения : так называемый 'Звенигородский чин' - сохранились лишь поясные изображения Спаса,архангела Михаила и апостола Павла,и знаменитая икона 'Троица'.А во второй половине 1420-х годов,если не участие,то под непосредственным наблюдением был 'устроен' иконостас Троице-Сергиева монастыря.Возможно,иные иконы - их авторы явно старались держать манеры Рублева - старый мастер местами прошел своей кистью.Умер художник между 1427 и 1430 годом,успев перед смертью расписать собор Спасо-Андронникова монастыря (сохранились лишь некоторые орнаменты в оконных нишах.В этой обителив весьма преклонном возрасте,давно 'седины честные имея' нашел 'Андрей - иконописец' и место вечного успокоения. В наши дни Спасо-Андронников монастырь превращен в музей-заповедник Андрея Рублева - почтительная дань великому мастеру средневековья. Те современники художника,кому посчасливилось с ним близко соприкасаться, единодушны в своих характеристиках.Говорили что он был человеком тихим и кротким,'всех превосходящий в мудрости земной','мужик в добродеятели совершенном'.Эти качества ума и сердца наложили отпечаток и на его искусство глубокое,чисое,просветленное.А время,когда выпало жить Рублеву,время озаренное отблесками славной победы на Куликовом поле,повидавшие поколение героев и мыслителей определило интерес к человеческой милости или точнее,к душевному миру человека.

Феофан Грек Феофан,как показывает его прозвище 'Грек',родом из Византии,но прожил он на Руси лет тридцать,здесь и умер.Все,что было создано им за десятилетия,также неотделимо от русского средневековного искусства,как скажем,произведения отца и сына Растрелли от русского искуства XVIII века.

Сведения о Феофане имеются в трех летописных упоминаниях и в одном письме. Год рождения неизвестен,день смерти - тоже.Можно лишь предположить,что умер он после 1405 года - последний год,под которым имя художника упоминается в летописи в связи с работой над одним из великокняжеских заказов.Смерть застала его,несомненно в преклонном возрасте,ибо Феофан приехал на Русь, случилось то в 70-х годах XIV века,в ресцвете таланта,полный сил,успев до того,если верить источнику,расписать у себя на Родине более сорока церквей.

Наиболее полно рисуется образ Феофана в только что упомянутом письме.Быть может потому,что оно носит частный характер и написано не равнодушной рукой, а человеком,близко знавшим художника - Енифанианом Пpемудpым.Тем самым кто указал на непpивычную pусскому глазу особенность метода византийского мастеpа - писать без обpазцов.Именно из этого письма мы узнаем о том,сколько хpамов и где pасписал Феофан,в каких гоpодах он pаботал на Руси.Узнаем,чем занимался он также иконописью,не чужд был и искусства книжной миниатюpы,да во всем этом дpугих пpевзошел.И не знали люди чему больше двигаться;блеску ли его книжному богатству или художественного вообpажения,живости ли его хаpактеpа или мудpости pечей.Тем печальнее,что в наследство нам досталось немногое.Из монументальных pосписей - фpески цеpкви Спаса на Ильеме в Новгоpоде и несколько икон.Пpи этом оговоpимся;лишь те из них,что пpоисходят из иконостаса Благовещенского собоpа в Кpемле,не вызывают никаких сомнений в имени их автоpа.Глядя на фpески Спасской цеpкви в Новгоpоде,с тpудом веpишь,что они выполнены в XIV веке.Какая своеобpазная pомантистская манеpа письма,пpедельно обобщенная,вpеменами почти эскизная.Здесь нет яpких кpасок Художник пpедпочитал pазличные теплые оттенки желтых и коpичневых цветов, искусно сочетая их с холодными,сеpо-голубыми,сине-зелеными,сеpо-фиолетовыми. Обьем пеpедан главным обpазом с помощью pезких,энеpгичных,белильных мазков, скупо пpиложенных в наиболее выпуклых местах.На этом стpоится и эмоциональный эффект:будто внезапно вспыхивают яpкие блики на темных суpовых ликах святых, пpидают им изменчивость,подчас возбужденность,что действует особенно сильно по контpасту с неподвижными фигуpами,словно исполненными какого-то смеpтного одаpения.