О кризисе современной исторической науки

О кризисе современной исторической науки

Уменьшение финансирования на науку приведут к кризису, так как обновление можно будет ожидать толь ко от молодого поколения ученых. Время между двумя мировыми войнами - наиболее продуктивный и творческий период истории нашей професии.

Обновление исторических знаний Стоун видит в изменении взгляда с 'окружающих человека обстоятельствах' на человека в конкретных обстоятельствах.

Франция является родиной 'Новой исторической науки', в которой произошло раздробление истории - утрата целостности. Какой кризис? Болезнь смертельная или болезнь роста? В России образовался трудовосполнимый огромный пробел в методологии исторического процесса.

Рассмотрим два периода: 'Хрущевский' - 50-60 гг напряженный интерес к теории и методологии общественных наук, кружки, диспуты, публикации статей, сейчас подобного не наблюдается, методологическая мысль парализована.

Расчищены завалы догматизма, но в рамках марксистской концепции истории: исторический процесс - смена социально экономической формации, центральный тезис классовая борьба.

Марксизм имеет предельные познания. Став на позиции всеобщей познавательности, разумно и логично Маркс отверг теорию познания о границах человеческого разума. Эти границы, отделяющие 'мир в себе' от познающего субъекта, подлежат осознанию исследователя. Кант - первый счел невозможным говорить о бытие без предварительного упоминания о познающем субъекте.

Обнаружена исключительная сложность исторического познания.

Марксистко-Гегелевский подход к историческому познанию закрыл доступ к наиболее интересной методологии направлению в исторических науках XX века.

Научная ревизия показала кризис марксизма как учения. Мы оказались на руинах общественного строя на базе Марксизма, источника трагедии миллионов.

Деятели 80 годов - старая идеология пала, а новая не сформировалась, пустота заполнилась нежелательным содержанием. Темы в основном касаются развития и смены формации.

Методология социализма легко подменяла процесс жизни людей общественными, политическими, социальными исследованиями, жизнь человека рассматривалась, как бесконечно малая величина.

Общество - объединение живых людей, с их интересами, потребностями, мыслями, эмоциями. Люди в исторической ситуации ведут себя не адекватно требованиям законов, в зависимости от культуры сознания, от психического состояния. Если признать человека - содержанием исторического процесса надо пересматривать истории.

Марксизму не нужна наука о культуре и проникновение во внутренние причины поведения людей.

Первый этап исследования - формулировка проблемы, история - плод активной целенаправленной работы историка. Когда поставлена проблема - устанавливается контакт с прошлым: историческими источниками и историческими фактами.

Историк углубляется со своими вопросами в источник - получает сведения, создается плодотворное взаимодействие: диалог между историком и людьми прошлого.

Исторический памятник - их мысли и намерения.

Задавая вопросы историк получает ответы иногда неожиданные.

Исторический контекст зависит от того, в какой системе связи это явление рассматривается.

Например - у скифов золото и серебро не богатство, а амулеты удачи ивезения, они их прятали для жизни после смерти.

Привычные схемы и объяснения Марксом позитивной историографии не способны включить в себя элементы исторического синтеза, который мог объединить идеальное и материальное в их взаимном переплетении.

Историки марксизма довольствуются информацией об источнике, если он отвечает требованиям внешней критике, они не задумываются над картиной мира существующей в сознании создателя памятника.

Первый пласт - аспекты сознания автора, правило изложения исторических фактов. В рамках исторического подхода все направления (экономика, социология) фокусируются на сознании человека, на его представлении о себе, о мире, об обществе.

Хозяйственная деятельность, политические факты, религиозная жизнь входят в контекст исторического исследования. Любой род деятельности окрашен психологией человека и получает отпечаток его взглядов на мир и на его эмоции. 'Новая истрическая наука' или школа 'Аналов' принципы сформулировала Блоком и Февром - крупными французскими историками нашего столетия. Глава этого направления 50-70 гг - Бродель несколько отошел от намеченного курса - история экономики и материализм цивилизации. В 60 годы ряд историков занимался 'глобальной', 'тотальной' историей на переопределении разрыва между исторической экономикой и социальными структурами и историей духовной жизни.

Существуют группы, занимающиеся компьютерной историей исследований и разработкой серийной истории. Ряд историков участвуют в обновлении и переориентации современных исторических знаний.

Подлинный переворот в профессии историка заключается в новой концепции деятельности самого историка, коренном изменении отношения и деятельности самого историка к объекту исследования.

Противопоставление Февра традиционному историческому повествованию - историческая проблема.

Историческое отражение содержания источника, которое он принимает за подлинное содержание истории. Блок считает, что историк действует максимально активно, ставит проблемы и доминирует в отборе материалов и угле зрения, его активное включение в современную жизнь и та картина, которая отделяет события от современности, определяет вопросы к людям прошлого (о глубине проблемы культуры). Социальная значимость професси историка - установление контакта с людьми минувших времен и в этом диалоге - смысл деятельности историка. Блок-патриот, погиб от рук фашистов. Февр и Блок отчетливо понимали историка с современностью, которая дает исторические критерии его научного анализа.

Историки отражали историческую деятельность, включая поправки современного мира. Ранке-история обнаруживает свою двусмысленность. Его называли большим окуляром, через его труды можно разглядеть подлинные черты прошлого.

Историк познает истину весьма сложного состава, он способен восстановить окружающие моменты исторической жизни в неискаженном виде.

Исторические исследования накапливают ранние знания и способны передавать накопления ученых о той или иной эпохи момента в соответствии с картиной мира.

Принадлежности историка к обществу и присущее ему мировозрение является необходимым условием познания им прошлого.

Исторические проблемы радикально отличаются от истории, основное отличие в роли историка, его осмыслении, понимании особенностей науки о культуре и их противоположность методам наук о природе, неодушевленных и лишенных высших форм сознания.

Исторические науки - науки о человеке, и методы изучения не отличаются от методов естествознания.

Историки не довольствуются только научным описанием, изображением исторических явлений и событий с позитивной стороны наблюдателями.

Историки проникают в мысли и чувства, в тайны сознания других людей.

Подход из вне сочетается с подходом изнутри с позиций людей прошлого. При данном подходе понятия современной науки сливаются с мнениями людей другой эпохи, происходит расшифровка языка чужой культуры, ее собственных понятий и специфики логики.

Рассмотрим работы Рабле - исследованеи не ограничивается анализом романов (Рабле нападает на церковь, а не на христианство), в то время не могли существовать подобные мировозрения, не нуждающиеся в идее Бога. Этот вопрос намерен изучить Февр и привлекает различные источники, умственные способности людей XVI столетия, изучает образ жизни, психологию, реакции людей. Он приходит к заключению, что этого не могло быть. Февр создает понятие, чтобы уловить симптомы явной логики культуры другой эпохи, нужен метод исследования глубоких слоев сознания людей иных эпох и культур. К историческим источникам предъявляются новые требования. Чтобы проникнуть в сознание людей минувших эпох необходимо расширить круг исторических источников, которые дают ответы, необходимо ориентироваться в соседних науках.

Социальное поведение людей отчасти диктуется их материальным интересом и социальным положением, в ограниченной степени религиозным, этническим, образованием, половозрастными принадлежностями.

Общество живет в двух измерениях - в материальном и мире воображения, разграничения вестма условно. В историческом труде присутствует картина мира историка и видение мира людьми изучаемой эпохи. У Маркса описывается история борьбы классов, борьба идеализма и материализма.

Историк должен охватить различные строны жизни. В прошлом столетии произошло разграничение истории, при котором экономическая история оторвалась от политической истории и от истории религии и культуры. Это привело к утрате целостности истории общества и созрела потребность историческом синтезе. Февр и Блок занимались проблемой исторического синтеза, разрабатывали методы синтетического подхода к пониманию и изображению общества и его развития,требовали резкого расширения кругозора, выхода за привычные рамки узкой специализации разделов истории. Новая историческая наука - антропологическая история ориентирована центром внимания человека во всех его проявлениях от производственной деятельности до семейных отношений, от технологий до религии и быта жизни.

Реализация этих задач требует ученого нового типа, с широким кругозором, всесторонне образованного профессионала с солидной теоретической подготовкой.