Россия - многонациональное государство

Россия - многонациональное государство

Россия находилась, да и находится до сих пор, на стыке двух великих цивилизаций, образно называемых Востоком и Западом. Но никогда русское общество не было ни только западным, ни только восточным.

Конечно, Россия воспринимала, и, надо сказать, чутко воспринимала, влияние и той и другой стороны.

Недаром историки, изучающие прошлое нашей Родины, постоянно сравнивают Россию то с европейскими странами, то с восточными державами. И в обоих случаях находят какие-то общие черты.

Однако Россия всегда имела собственную, отличную от других народов историческую судьбу. И эта судьба, в свою очередь, значительно влияла на судьбы и западных, и восточных соседей. Это влияние сказывалось прежде всего в том, что на протяжении своей многовековой истории Россия служила одним из важнейших мостов, одним из главных передаточных звеньев между западной и восточной цивилизациями. Дело даже не в торговых контактах, которые происходили на территории России между Западом и Востоком.

Главное – в столкновении двух разных культур, двух разных миропониманий. И Россия выступала перед лицом Запада представителем культуры Востока, а перед Востоком – представителем культуры Запада.

Помимо этого, Россия была не только мостом, но и барьером, разделяющим Восток и Запад и предохраняющим их от гибельного столкновения друг с другом. Так, именно Россия поглотила великое нашествие Востока на Запад в виде татаро-монгольских орд, а затем два столетия противостояла турецкой империи. А с другой стороны, Россия остановила католическую экспансию Запада на Восток и не дала развернуться крестовым походам по всему Евразийскому континенту.

Русский народ, в современном своем виде, формировался на протяжении нескольких столетий на базе славянских племен, занимавших в древности огромную территорию Восточной Европы. По своим обычаям, по своей хозяйственной жизни, по духовному складу славяне отличались от их соседних с ними племен Западной Европы, и от народов Востока. Так, рано возникшая и гораздо более долго, по сравнению с Западом, существовавшая у славян территориальная община, определила восприимчивость славянских народов к внешнему влиянию (когда представители иных племен, “чужаки”, могли спокойно селиться в славянских общинах). В то же время славяне, чисто внешне принимая “чужие” обычаи и порядки, внутренне сохраняли своеобразие и со временем перерабатывали все чужеземное на свой лад, делая все это славянским. Самый простой пример связан с именем самого русского народа. Дело в том, что слово “русский” – вовсе не славянского происхождения. Это название одного из народов, живших рядом со славянами и ставших у них княжеским родом. Но “русы”, хотя и были правящим родом среди славян, в конце концов были теми же славянами ассимилированы, т.е. поглощены. И, оставив славянам свое имя, “русы” растворились в историческом небытии. В процессе же формирования русского народа приняло участие большое количество различных, в том числе и неславянских народов, но славянский компонент всегда оставался главенствующим, цементирующим соединение вроде бы несоединимого. Все это свидетельствует о поражающей жизнеспособности славянских народов, которая и определила своеобразие славянского мировоззрения – гораздо более оптимистического, чем на Западе и на Востоке; гораздо более восприимчивого к влияниям и в то же время способного переосмыслить и своеобычно усвоить любое из них.

Отличие России от Запада и от Востока выражалось и в том, что на Руси издревле сложилась своеобразная форма христианства, впоследствии получившая наименование православия.

Связано это было в первую очередь со своеобразием славянского мировоззрения.

Христианство ведь внедрялось на Руси не на пустом месте – у славян к тому времени существовала развитая система языческих верований. И получилось так, что христианство на Руси довольно долгий исторический период уживалось с язычеством. В домонгольское время вообще сложилось двоеверие, когда за язычеством и христианством сохранялись самостоятельные, достаточно обособленные сферы. Так, сохранялось основное содержание язычества – обожествление природы, и на эту область христианство, по существу, не распространялось.

Конечно, христианская церковь боролась с остатками язычества, но и приспосабливалась к нему, как, например, приспосабливала чисто христианские праздники к языческим. И некоторые языческие обряды в народе отправляли на протяжении веков, а отдельные из них дожили и до наших дней.

Россия – одно из самых многонациональных государств мира. Ее населяют свыше 100 больших и малых народов, различных по происхождению, языку, культуре, особенностям быта, но тесно связанных общностью исторических судеб. 22 народа, насчитывающие более 1 млн. человек каждый, образуют 96,3% всего населения страны. Еще 30 народов численностью от 100 тыс. до 1 млн. человек каждый составляют вместе 3,4% всего населения. Таким образом на долю остальных нескольких десятков народов приходится только 0,4% населения страны.

Этнический состав населения страны непрерывно меняется, о чем свидетельствуют данные о числе народов России, зафиксированные при переписях населения. При проведении переписи 1926 г. было выявлено 194 этнических единиц, во время переписи 1959 г. – только 109, переписи 1970 г. – 104 народа. В переписи населения 1979 г. выделены те же народы, что и в 1970 г., но в первой публикации приведены данные по 101 народу (в графу “другие национальности” включены данные о наиболее мелких народах, а также народах, живущих в основном за пределами России) . За прошедший более чем тридцатилетний период в России бурно шли процессы этнической консолидации – слияние близкородственных территориальных, племенных и других групп людей в крупные народности и нации.

Особенно интенсивно протекали эти процессы в прежде отсталых в социальном и экономическом отношении районах Средней Азии, Казахстана и Сибири. Да и многие давно сформировавшиеся народы нашей страны стали монолитнее, обособленность их отдельных групп уменьшилась или вообще исчезла.

Например, некоторые группы казаков, камчадалы и ряд других этнографических групп к моменту установления Советской власти зачастую еще не осознавали себя частями русского народа и существенно отличались по диалекту, культуре и быту от основной массы русских.

Теперь их лишь с большим трудом можно выделить даже в качестве этнографических групп.

Быстро стираются также различия между бойками, лемками, гуцулами и остальными украинцами; латгальцами и собственно латышами.

Мишари, кряшены и нагайбаки, выделенные переписью 1926 г. в качестве самостоятельных народов, слились с татарами, мегрелы, сваны и лазы – с грузинами; кыпчаки, тюрки и кураминцы растворились среди узбекского народа; около 20 малочисленных этносов Алтае-Саянского нагорья объединились в два более крупных народа – алтайцев и хакасов. Таким путем характерные для нашей страны процессы этнической консолидации привели к сокращению общего числа народов.

Русские (в XIX – начале XX в. употреблялось также название великорусы, или великороссы) – крупнейший народ России, образующий более 85% населения страны. Они расселены по всей стране – от берегов Баренцева, Белого и других морей Северного Ледовитого океана до побережья Черного и Каспийского морей; на западе русские поселения выходят к балтийскому морю, на востоке – к побережью Тихого океана. В районах своего исконного расселения (большинство областей европейской части России) они составляют свыше 95% всего населения.

Русский народ на протяжении многих веков составлял основное ядро многонационального Русского государства. Он всегда играл ведущую роль в экономике и общественнополитической и культурной жизни страны.

Высокоразвитая русская культура оказала большое влияние на культуру других народов страны, русские помогли ранее отсталым народам поднять свой материальный и культурный уровень.

Русский язык стал вторым языком для многих народов России. По своему происхождению русские связаны с восточнославянскими племенами, которые во второй половине I тысячелетия н.э. занимали нынешнюю территорию европейской части России; в их формировании принял участие и ряд неславянских народов этого региона. В IX в. в Восточной Европе сложилось Древнерусское государство (Киевская Русь); в IX –XIII вв. из многочисленных славянских племен сложилась единая древнерусская народность, на основе которой после распада Древнерусского государства (начало XII в.) начали формироваться три родственных народности – русская, украинская и белорусская.

Русская народность складывалась в XIV – XV вв. в области Великого Новгорода и Волго – Окского междуречья в процессе ожесточенной борьбы против татаро-монгольского ига. С начала XIV в. происходит постепенное возвышение Москвы и сплочение вокруг нее население северо-востока и севера Руси. С образованием Русского единого государства происходит непрерывное расширение этнической территории русских за счет слабозаселенных восточных, северных и южных районов.

Особенно значительно расширились границы Русского государства в XVI – XVII вв., когда русские начали заселять Нижнее Поволжье, Урал, Северный Кавказ и Сибирь. В XVIII – XIX вв. расширение границ России сопровождалось расселением русских в Прибалтике, Причерноморье, Закавказье, Средней Азии, Казахстане и на Дальнем Востоке.

Русские вступали в тесный контакт с жившими здесь народами, оказывали на них большое влияние и в хозяйственном, и в культурном отношении, в то же время воспринимая достижения культуры и хозяйственные навыки местных этносов. С зарождением и развитием капиталистических отношений русская народность консолидируется в буржуазную нацию (XVII – середина XIX в.). У русских, расселившихся на огромной территории, в результате многовекового исторического развития и взаимодействия с другими народами к середине XIX в. сложился ряд этнографических групп.

Наиболее крупные из них – северные и южные великорусы, различающиеся по некоторым особенностям языка (окающие и акающие говоры), культуры и быта.

Промежуточное положение между ними занимает средневеликорусская группа, населяющая центральные районы России – часть Волго – Окского междуречья (с Москвой) и Поволжья. Во многих районах страны сохранились более мелкие группы, отличающиеся известной культурно-бытовой спецификой: поморы побережья Белого и Баренцева морей; пустозеры и устьцилемы в низовьях Печоры; кержаки в лесной полосе Среднего Урала; мещера на севере Рязанской области; полехи в Калужско-Брянско-Орловском Полесье; старожильческое население Сибири и Севера (колымчане, русскоустьинцы, марковцы, камчадалы и др.), воспринявшие многие черты окружающих народов; старообрядческие группы – “поляки” (на Алтае), семейские (в Забайкалье). К этнографическим группам можно отнести и различные группы казаков, сложившихся как военное сословие в XV – XVII вв. в бассейнах рек Дон, Кубань, Терек, Урал, а также в Сибири.

Неславянские народы России занимают преимущественно ее периферийные территории: Среднее Поволжье, часть северных областей, Прикамье и юго-западную часть страны.

Большинство этих народов является соседями восточных славян и благодаря многовековому культурному общению сблизилось с ними по своему хозяйственному и культурно-бытовому укладу.

Татары – крупнейший после русских народ в России.

Этноним “татары” впервые появился в VI – IX вв. среди монгольских племен, обитавших к юго-востоку от Байкала. В XIII – XIV вв. после татаро-монгольских нашествий это название было распространено на некоторые народы, входившие в состав Золотой Орды. В XV – XVI вв., в период существования татарских феодальных ханств (Казанского, Астраханского, Сибирского и др.), происходило формирование отдельных групп татар – Среднего Поволжья и Приуралья (казанские татары и мишари), Нижнего Поволжья (астраханские татары), Сибири и др. В XVI – XIX вв. татарами называли многие тюркоязычные народы, жившие на окраинах России (азербайджанцы, некоторые народы Поволжья, Северного Кавказа, Средней Азии и Сибири). Казанские татары – наиболее многочисленные и развитые в социально-экономическом отношении к концу XIX в. сложились в буржуазную нацию.

Украинцы – третий по численности народ в России.

Украинцы, также как русские и белорусы, выделились из единой древнерусской народности, образовавшейся из родственных восточнославянских племен. Как самостоятельная этническая общность украинская народность окончательно сложилась к XVI в.

Центром формирования этой народности было Поднепровье – Киевщина, Полтавщина и юг Черниговщины.

Консолидация и упрочение украинского этноса происходили в борьбе с польско-литовскими и венгерскими феодалами, а также турецко-татарскими захватчиками. С XVII в. украинская народность начала постепенно трансформироваться в буржуазную нацию; этот процесс усилился после воссоединения Левобережной Украины с Россией в 1654 г. и особенно после вхождения в 90-х годах XVIII в. в состав России Правобережной Украины. Он завершился во второй половине XIX в. после отмены крепостного права. Среди западных украинцев до сих пор выделяются сохраняющие некоторые культурно-бытовые особенности этнографические группы лемков, бойков, или верховинцев, и гуцулов. В Полесье некоторое своеобразие продолжают сохранять литвины и полещуки.

Чуваши (самоназвание – чаваш) –четвертый по численности народ в России.

Чувашский этнос сложился в последней четверти I тысячелетия н.э. в лесостепных районах правобережья Волги в результате смешения тюркоязычных волжско-камских болгар с местными финно-угорскими племенами.