Святые помощники

Многие из них покровительствовали крестьянскому труду, оберегали урожай и скот. Особо чтился пророк Илия, унаследовавший функции языческого Перуна-громовержца. От него ждали избавления от засухи и защиты от пожаров.

Святой Георгий считался покровителем не только воинов, но и землепашцев, и даже невест, поскольку он спас от дракона царевну.

Торговцы особо чтили великомученицу Параскеву, ведь ее имя переводится как 'пятница', а именно по пятницам на Руси устраивались базары.

Святитель Никола оказывал помощь в - 2 - разных делах, в том числе и в мореплавании, а апостол Петр покровительствовал рыболовам. Для сохранения супружеской верности молились Гурию, Самону и Авиву, помощницей же в трудных родах считалась великомученица Анастасия. Со временем функции святых помощников расширялись, ими наделялись и вновь канонизированные русские святые. Так Зосима и Савватий Соловецкие стали покровителями пчеловодов.

Святые помощники почитались по всей Руси, но ярче всего их культ проявился в Новгороде, жителям которого всегда был свойствен практический подход ко всему, в том числе и к делам веры. В новгородском искусстве как нигде больше мы встречаем изображения небесных покровителей. Уже в 12 веке маленькие фигурки этих святых писались на полях больших икон, а с конца 13 столетия в Новгороде стали писать и иконы исключительно с их изображением.

Святых в подобных иконах изображали сразу трех-четырех, иногда и больше.

Представлены они были строго фронтально, обращенными к молящимся, готовыми немедленно оказать помощь по горячей к ним молитве. Часто над ними изображали покровительницу Новгорода - икону Богоматери-Знамение. С древности изображения святых помощников включали в росписи храмов. Не редкость изображения святых помощников и в искусстве древнего Пскова, в остальных же землях Руси они встречаются не часто.

Покровителями домашнего скота на Руси считались Власий - 3 - и Спиридон. В Новгороде культ этих святых зародился очень рано. Уже в 12 веке там существовал храм, посвященный Власию.

Власий, епископ Севастийский, живший в 14 веке, в юности был пастухом. Во время гонения на христиан он скрывался в пустынном месте на горе Аргос в Каппадокии, где благословлял и лечил диких зверей. Как покровитель скотоводов он почитался уже в Византии, а его большой популярности на Руси способствовало созвучие имен Власия и языческого 'скотьего' бога Велеса, чьи функции он и унаследовал. Не случайно в Новгороде его храм был поставлен на Велесовой улице.

Спиридон, епископ Тримифунтский, жил в 4 веке на острове Крит. Он тоже происходил из пастухов и не оставил это занятие, уже будучи епископом, поэтому его изображали в пастушьей шапке, сплетенной из ивовых прутьев (Власия же всегда можно узнать по длинной заостренной бороде). В житии Спиридона описываются многочисленные чудеса святого, в том числе, связанные с домашним скотом.

Поскольку память святого приходится на день зимнего солнцестояния ( в народе его называли 'спиридоньев поворот'), то его почитание было связано также с культом плодородия.

Власий и Спиридон часто изображались вместе благословляющими стада.

Именно так они представлены на храмовой иконе новгородской церкви Власия ХУ века.

Мастер показал и 'специализацию' святых: около - 4 - Спиридона изображены козы и овцы, которых он при жизни пас, а рядом с Власием - коровы и свиньи, поскольку в житии Власия есть эпизод, когда святой возвратил вдовице украденного у нее волками поросенка - 'вепреца'- целым и невредимым.

Святые мученики Флор и Лавр покровительствовали коневодам.

Братья-близнецы, они жили в Иллирии во 2 веке и были каменотесами. Строя языческий храм, они обратили в христианство жреца, вернув зрение его сыну, в глаз которого попал осколок камня ( в связи с этим их почитали и как целителей). Сам храм святые посвятили Христу, водрузив в нем крест и отслужив службу, за что заживо были засыпаны землей. Хотя житие Флора и Лавра не давало повода для почитания их как покровителей коней, тем не менее их культ, возникший на Балканах, имел именно такой оттенок, вероятно, под влиянием античной легенды о братьях Диоскурах.

Святые пользовались общерусским почитанием.

Изображение Лавра сохранилось в росписях звенигородской церкви Успения на Городке начала 15 века, связываемых некоторыми исследователями с Андреем Рублевым. В Новгороде же сложилась совершенно оригинальная иконография Флора и Лавра, которая была очень популярна также в северных землях. На таких иконах изображали Чудо архангела Михаила о Флоре и Лавре. Их композиция строго симметрична, почти геральдична. Сюжет основывается на апокрифическом источнике - архангел Михаил вручает поводья - 5 - лошадей Флору и Лавру. Внизу изображали трех конюхов, которые гонят табун лошадей. Их имена Спевсипп, Елевсипп и Мелевсипп означают 'ускоряющий бег коня', 'гонящий коня' и'ухаживающий за конем'. По преданию, это жившие в Каппадокии во 2 веке конюхи языческой богини Немезиды, ставшие христианами-мучениками.

Иногда Флора и Лавра изображали иначе - едущими на конях и с братской любовью обнимающими друг друга, как на иконе 16 века из собрания Государственного Эрмитажа.

Новгородцы любили в одной иконе изображать сразу нескольких святых помощников , собирая своеобразный их 'пантеон'. На провинциальной новгородской иконе 16 века иконописец представил сразу всех покровителей скотоводов. Есть на ней и Чудо о Флоре и Лавре, и благословение скота Власием и Модестом.

Модест к 16 столетию заменил Спиридона в его патрональных функциях. На Руси его часто называли Медостом.

Святой Модест по преданию был Иерусалимским архиепископом. Его житие, известное в различных версиях, во многом напоминает житие Власия (также был пастухом и прославился исцелением скота). Жил Модест на рубеже 3 - 4 веков, был казнен за отказ поклониться языческим богам, а память его отмечается 18 декабря (здесь и далее дни памяти святых даны по старому стилю) - близко к Спиридону. Иконы Модеста, где он изображался со скотом, были популярны на русском Севере - 6 - очень долго.

Известно, что в 18 веке по специальному указу Синода они изымались как неканоничные. Среди святых помощников, чтившихся на Руси, было немало целителей, к которым обращались с молитвой в случае болезни.

Самыми популярными из них были, без сомнения, Косма и Дамиан.

Христианская традиция знает нескольких святых врачей-братьев, носивших эти имена. Одни из них, чья память приходится на 1 ноября, жили в 6 веке в Малой Азии, их обычно называют Асийскими. Они не были мучениками, но больних, лечимых ими безвозмездно, наставляли в христианской вере.

Другие Косма и Дамиан, жившие в 3 веке в Риме, были убиты своим учителем лекарем-язычником из зависти. Их называют Римскими и отмечают память 1 июля. И, наконец, третьи Косма и Дамиан, современники Римских, жили в Аравии ( их память отмечается 17 октября). За отказ принести жертву идолам их подвергли мучительным пыткам и отсекли головы. На Руси все эти святые часто не разделялись, а чтились некие Косма и Дамиан, совмещающие черты житий всех шестерых. В древнерусской живописи также нередко происходила путаница в их изображении, хотя в иконописных подлинниках - специальных руководствах, указывавших мастерам, как какого святого писать,- их строго различали. Так Асийских Косму и Дамиана надлежало писать как Флора и Лавра, то есть бородатыми средовеками, одинаковыми ликом.

Римские должны были писаться - 7 - следующим образом: Косме надлежало походить на Дмитрия Солунского, а Дамиану - на великомученика Георгия. У обоих в правой руке изображался крест, а в левой сосудец, указывающий на их врачебное занятие.

Аравийские Косма и Дамиан, как и Асийские, писались средовеками, оба с бородами, держащими в руках перо и сосудец. Тем не менее в иконописи часто встречаются смешанные изображения святых лекарей-бессребреников, как на иконе первой половины 15 века, происходящей из Дмитрова. На новгородской иконе 16 века 'Косма, Иаков Иерусалимский и Дамиан' изображены, очевидно, Асийские святые, так как они представлены близнецами, как Флор и Лавр.

Третий святой на этой иконе - Иаков Иерусалимский - особо почитался в Новгороде. Там уже в 12 веке было два посвященных ему храма. В Софийском соборе в приделе Иоакима и Анны хранился крест-мощевик, в котором была частица его мощей.

Иакова называют Братом Божьим, поскольку он был сыном Иосифа, обручившегося с девой Марией. Он принадлежит к семидесяти апостолам и издавна почитается православной церковью.

Первый епископ Иерусалима, автор одного из соборных апостольских посланий, он принял мученическую смерть во время осады города императором Веспасианом. В Новгороде культ Иакова обладал одной особенностью, благодаря которой его часто изображали вместе со святыми целителями: святитель считался - 8 - избавителем от смертоносной язвы.

Писали Иакова Иерусалимского как Власия с длинной бородой. В Византии одним из наиболее почитаемых целителей был святой великомученик Пантелеймон. На греческой иконе 14 века из Музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина юный святой представлен в алом мученическом венце и с атрибутами врача в руках - в своей обычной иконографии. Сын язычника и христианки, Пантелеймон жил в Сирии в конце 3 века в годы правления императора Максимиана.

Названный при рождении Пантелеоном, то есть подобным льву, за свою бескорыстную помощь больным был прозван Пантелеймоном, то есть милостивым ко всем. За обращение больных в христианство он был предан мучительной казни.

Частицы мощей святого хранятся по всему христианскому миру, но более всего их на Афоне, где основанный русскими монастырь стал носить имя Пантелеймона. В древности на Руси Пантелеймон не был столь популярен, как другие врачи-бессребренники.

Широко почитаться он начал только в 19 веке в связи с ростом авторитета Афона в России и привозом оттуда множества списков с чудотворной иконы святого. Эти списки в большом количестве и сейчас находятся в действующих храмах. Если покровителями княжеской власти на Руси издавна считались святые воины, то у представителей выборной власти в Новгороде - посадских и тысяцких - тоже был свой небесный - 9 - патрон. Им считался Ипатий Гангрский, живший при императоре Константине и бывший епископом города Гангры на берегу Черного моря. Он принимал участие в первом Вселенском соборе христианской церкви и известен как активный противник арианской ереси.

Ипатий принял мученическую смерть от рук противников христианства. В Новгороде его изображения можно было найти уже во фресках церкви Спаса на Нередице конца 12 века.

Имелся в городе и посвященный святому храм, где хранились его мощи.

Поскольку в житии Ипатия есть немало эпизодов, где он выступает как борец с искушающими его бесами, то почитали его и как защитника от бесовских сил. На иконе 16 века из Третьяковской галереи святой представлен как суровый, неколебимый в своих убеждениях старец, исполненный огромной силы духа. В клеймах изображены чудеса святого и главным образом мучения, которые он стоически претерпел перед своей кончиной.

Особенности письма, колорит позволяют отнести икону к произведениям тверской школы.