Внутриполитическая пропаганда в СССР 1935-1939 годов: материалы газеты "Правда" в социально-психологическом аспекте проблемы

Внутриполитическая пропаганда в СССР 1935-1939 годов: материалы газеты "Правда" в социально-психологическом аспекте проблемы

Выполнил: Романенко Т.Л. Научный руководитель к.и.н. АЛИСОВ Д.А. ОМСК-1995. Содержание.

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . .3 Пропаганда и газета . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8 Партия и пропаганда . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .18 Социально-психологическое содержание центрального органа страны . . . . . . . . . . 25 Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .36 Список использованных источников и литературы . . . 39 Введение.

Российская история всегда представляла интерес для любого здравомыслящего человека и тем более для исследователя. Народ и государство , религия и общество во все времена , будь то ранняя история или современность , настолько занимательны , что выбор периода для исследования представляет собою значительную трудность, поскольку в каждом из них можно наблюдать любопытные факты и тенденции. Мне же хотелось остановиться на истории советского периода. Для этого есть несколько оснований. Во-первых, всегда интересно общество , стремящееся к совершенству , и одним из таких обществ является российское.

Именно тот особый путь по которому шла Россия для достижения этой цели , представляющий собою тайну , которую пытается раскрыть целая армия ученых , привлекает мое внимание. Оно сильно и потому , что как патриота своей Родины , меня беспокоит дальнейшее ее развитие , а для будущего просто необходимо иметь прошлое , как можно более богатое событиями и происшествиями. В них необходимо находить и тщательно разбирать те ошибки , которые не должны быть вновь совершены.

Подходящим временным отрезком для познания и осознания служит так называемый период ' сталинского тоталитаризма ',выросшего на абсолютно гуманистической идее построения лучшего общества , но ставшего символом жесточайшей в истории централизованно-террористической системы с гигантской и чрезвычайно разветвленной сетью лагерей и общих могильников.

Миллионы ни в чем не повинных людей нашли свою смерть в огромном концентрационном лагере , называвшемся Советский Союз.

Почему же идея коммунистического строительства , являющаяся и по сию пору одной из величайших идей человечества , породила такую жесточайшую систему ? И почему эта самая система смогла просуществовать на протяжении многих лет ? Ответа на эти вопросы у исторической науки до сих пор не существует , но исследования ведутся и будут продолжаться еще долгое время. В данной работе не будет попытки ответить на оба эти вопроса целиком , но будет как можно яснее описан механизм , поддерживавший равновесие и стабильность тоталитарного государства в тридцатые года.

Причина же выбора периода 1937 - 1939 годов в том , что , очевидно , именно эти года и являются апогеем развития сталинской системы террора в советском государстве.

Этопик развития не только государственности тоталитарного типа , но и крайняя степень развития советского общества образца двадцатых - пятидесятых годов. Люди, составлявшие российский социум в то время и беззаветно верившие в светлое коммунистическое будущее , с одной стороны ; подвергались не менее беззаветным гонениям и репрессиям , со стороны обратной.

Парадокс этот виден и на примере экономического развития СССР , которое шло за счет миллионов заключенных , работавших на самых тяжелых работах , но в то же время не стоит отрицать и факт существования чрезвычайного энтузиазма в массах , готовых перевернуть горы для собственной Родины. И для того , чтобы разобраться в этом парадоксе необходимо обратиться к одной из самых загадочных сторон общественной жизни в тот период - к идеологии. 'Идеология - это система взглядов и идей , в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу , социальные проблемы и конфликты , а также содержатся цели ( программы ) социальной деятельности , направленной на закрепление или изменение ( развитие ) данных общественных отношений,' - такое толкование идеологии дает философский энциклопедический словарь. Но нас более интересуют формулировки авторов , разрабатывавших данную тему. Все они как правило сходятся во мнении о том , что ' ... идеология - это такое систематизированное отражение общественного бытия , которое отражает интересы определенного класса...'(1)- как пишет по этому поводу В.Иванов , а советский исследователь 70-х годов В.А.Ядов поддерживает его, говоря, что: 'Идеология есть система взглядов и идей определенного класса или социальной группы.'(2) Таково было мнение ученых относительно идеологии в 60-70 года , но и в 1991 не противоречат им Колеватов В. и Носков А., заявляя: ' Идеология ВСЕГДА ограничена горизонтом интересов данной социальной общности... Она может содержать и содержит в себе объективное выражение ( и отражение ) интересов социальной группы , класса , профессионального сословия и др.'(3) Как мы можем увидеть , в каждом из этих определений , сформулированных в различные годы , присутствует указание на классовую основу идеологии , которую невозможно отрицать. На это-то мы и обратим внимание , поскольку для нас особый интерес представляет общество в целом , а значит и те классы, из которых оно состоит. 'Классы общественные - ссылается на В.И.Ленина краткий политический словарь 1978 года издания - 'большие группы людей, различающиеся по их месту в ... системе общественного производства... - а также -...по их роли в общественной организации труда , а следовательно , по размерам той доли общественного богатства , которой они располагают.' Это очевидно и спорить не приходится , не менее очевидно и то , что социалистическое общество предполагает наличие только трех классов ' органически слившихся в единый советский народ ', и вовсе не включает в себя класс эксплуататоров. В Советском Союзе дело обстояло совсем не по этой схеме , хотя социализм все же был объявлен в конце 30-х. На деле существовала прослойка эксплуататоров трудового народа , именовавшая себя ' советской властью '. 'Сталинская власть по своей социально-классовой природе была властью государственно-партийной бюрократии,' (4)- пишет А.П.Бутенко , и необходимо добавить , что эта самая бюрократия составляла значительную армию людей , занимавшихся совершенно номинальной работой , которую в здоровом государстве трудно и представить. При этом огромный процент населения трудился в лагерях получая ничтожную часть произведенного продукта.

Основная же доля национального дохода уходила на поддержание роскошного уровня жизни властьимущих , а также для поддержания стабильности и устойчивости существующего положения. Таким образом , можно говорить о прослойке , и даже целом классе , имеющем , без сомнения , собственную идеологию: собственные интересы и представления. Но в то же время эта идеология никоим образом не совпадала с идеологией масс , по-прежнему мечтающих о коммунистическом обществе.

Верить в то, что коммунизм можно построить на костях граждан попросту трудно , а ведь именно эту политику и проводило советское правительство в 20-50-е годы. И здесь появляется необходимость создания и распространения массовой идеологии , как можно более подходящей для советских граждан.

Проблемы в этом не возникало, поскольку существовала замечательная идея , разрабатывавшаяся в течении многих и многих лет. Но идею вырабатывали еще гуманисты средневековья , совершенно не склонные к насилию , и народ мог бы попросту не понять государственной политики, именно поэтому были необходимы методы для сокрытия истинного положения вещей.

Сталину это легко удалось , поскольку он мог распоряжаться прекрасной системой пропаганды и агитации , созданной еще первым поколением большевиков. Они достаточно хорошо понимали , что '...информация не является чем-то самостоятельным , не представляет собой нечто абсолютное - заявляет Г.Клаус - , но имеет информационный характер только в отношении к системе , воспринимающей информацию.'(5) А в то же время- ' ... Информировать другие системы - это лишь особая форма управления,'(6) поскольку ' ... Информация - это используемая для управления сторона отражения , упорядоченное изменение,'(7)-как пишет Н.И. Жуков. С этим согласны и кибернетики , пришедшие к выводу о том , что '...Информация нужна для обеспечения управления , поэтому понятия информации и управления соотносительны.'(8) Французский исследователь Поль Лайнбаджер писал: '...Информация становится пропагандой , если лицо , публикующее ее , преследует какие-либо цели,'(9)- а о целях сталинского режима мы уже говорили. Но теперь необходимо представить : какие же результаты должно дать информирование общества абсолютно закрытого для какой-либо альтернативной информации. Да ко всему прочему существует еще множество методов и приемов пропаганды и агитации , которые можно использовать в целях усиления воздействия. Вот эти методы и способы пропагандирования , а также степень его воздействия и являются предметом исследования в данной работе. 1) Иванов В. Идеология: характер и закономерности развития. -М.: Политиздат, 1977.-С.25. 2) Ядов В.А. Идеология как форма духовной деятельности общества. -Л.: Лениздат, 1961.-С.234. 3) Колеватов В.,Носков А. Идеология: ликвидация недоразумений или выработка новых подходов ?// Коммунист. 1991. N4. С.43. 4) Бутенко А.П. Откуда и куда идем: Взгляд философа на историю советского общества.Л.: Лениздат, 1990.-С.155. 5) Цит.по: Власов Ю.М. Пропаганда за фасадом новостей. -М.: Изд-во МГУ, 1976.-С.23. 6) Там же:с.26. 7) Там же. 8) Там же. 9) Там же:с.27. Глава 1. Пропаганда и газета. Для того , чтобы идеология ( любая идеология ) могла существовать , необходима поддержка миллионов людей , нужны средства и механизмы распространения идеологических формул в народ . Соковнин пишет об этом так-'Определенные идеи , чтобы существовать в виде идеологии , должны быть восприняты многими людьми. Они должны распространяться среди людей.'(1) Вот здесь-то и выходит на арену информация.

Прежде всего '... никакая информация невозможна без определенной цели. Тот , кто думает информировать без определенной цели и считает возможным взаимоотношение такого характера , тем самым уже провозгласил цель,'- сообщает F.Fatorello(2), и с этим трудно не согласиться.

Применительно к пропаганде это может обозначать то , что даже самая нейтральная информация носит в себе какую-либо цель, но ведь , говоря словами P.Lianbuger'а , '... Информация становится пропагандой , если лицо , публикующее ее , преследует какие-либо цели.'(3) Значит , любая информация является пропагандой.

Попробуем проверить эту гипотезу , используя уже материалы советских исследователей. В.И.Бровик и И.В.Попович пишут: '...Информация характеризует конкретный акт отражения со стороны его содержания , без учета особенностей его как определенного процесса. Если свойством отражения обладают все виды материи , то свойства информации присущи материи лишь на таком уровне ее организации , на котором возникают процессы управления.'(4) Это может означать лишь то , что человек получая информацию служит объектом управления , независимо от ее качественных , содержательных характеристик , но в таком случае процессы управления возникают в социальной информации - а также в математических и естественнонаучных теориях.(5) Но разница между социальной и естественнонаучными теориями все же существует , она в идентичности информации социальной и смысловой. 'Смысловая информация по своему характеру является социальной , так как она возникает в процессе общения людей и отражает факты , события , явления...'(6) В свою очередь , математическая и иные информации скорее соотносятся со статистическим аспектом логической информации (7), что формально отделяет их от социальной сферы. Из этого можно сделать вывод об идентичности смысловой и политической информации , которая является одним из видов социальной. Таким образом , политическая информация существует только при наличии смыслового момента в информировании , если же в информации присутствуют одни лишь цифры , она теряет свой социальный , а значит и политический аспекты.

Несколько слов необходимо сказать об основных принципах политической информации.' Условно принципы политической информации можно разделить на две группы.

Первую из них составляют принципы , определяющие преимущественно характер содержания информации , ее направленность. Это - научность , партийность , всесторонность информирования , его связь с жизнью... Вторую группу образуют принципы , обуславливающие выбор средств , форм , методов информации , ее организационную и методическую стороны. Это прежде всего оперативность , дифференцированность , популярность , доходчивость информирования и др.'(8) Кроме того , хотелось бы выделить '...Приемственность - важнейший принцип политического информирования. Он требует такого построения информационного материала , при котором последующее опирается на предыдущее и вместе с тем подготавливает восприятие будущего.'(9) Теперь обратимся к принципам работы политической информации. В общих чертах '...процесс политической информации представляет собой единство двух встречных потоков информации: сверху - вниз и снизу - вверх.'(10) Воздействие на общественное мнение - это то , что является первым из потоков,-'... происходит , во-первых , путем прямого и непосредственного влияния политической информации на общественное мнение; во-вторых , путем опосредованного воздействия на те явления и факты сознания, психику людей , которые способствуют процессу формирования общественного мнения как социально психологического феномена (потребности , интересы , установки , ценностные ориентации и др.).'(11) Второй же поток , идущий снизу , работает по принципу обратной связи - после приема информации у реципиента появляются какие-то эмоции , отклики , поступающие к информатору. П.М.Якобсон описывает это так:'...когда в пропагандистском воздействии удалось глубоко затронуть чувства личности , то воспринятое содержание становится не толькло предметом размышлений , но и источником волнений или настроения , побуждающей силой для новых желаний и устремлений.'(12) Таковы основные принципы работы политинформации , а как известно '...Значение осведомительно - информационной работы состоит...в том , что без нее идеологический процесс не может даже начаться , он немыслим без нее.'(13) Но кроме того '...Политическая информация это составная часть и база агитационно-массовой работы...', а значит и пропаганды , без которой идеология не может существовать. ' Идеология с помощью пропаганды обращается к массам , стремясь представить политику господствующего класса как целесообразную и обоснованную , имеющей статус теоретической , научно обоснованной , мировоззренческой оправданности ,'- пишет Гуревич в своей работе.(14), а В. Ф.Правоторов , в подтверждение этой мысли , говорит , что '... пропаганда - это деятельность по распространению в массах идеологии и политики определенных классов , партий и государств.'(15) При всем , необходимо добавить к словам данных авторов , что несмотря на казалось бы пассивную роль пропаганды , выступающей как инструментарий идеологии , пропаганда на самом деле является самостоятельным элементом в общей структуре идеологической системы.

Безусловно пропаганда не может обойтись без идей , но с другой стороны идеология , особенно в условиях ХХ века никак не сумеет обойтись без пропаганды.

Конечно же существует и более широкое значение термина 'пропаганда' , охватывающее полностью все возможные его отношения. ' В самом широком смысле под пропагандой подразумевается особый род социальной деятельности , основная функция которой состоит в распространении политических , философских , научных , технических знаний , художественных ценностей и другой информации с целью формирования определенных взглядов , представлений и эмоциональных состояний , оказания влияния на поведение людей.'(16) Если рассматривать пропаганду под таким углом , то несомненным становится факт обладания пропагандистскими возможностями любого предмета , формы или образа , на это стоит обратить внимание поскольку в дальнейшем нам придется обратиться к семантической структуре газеты: к словам , фотографиям , рисункам. Пока же вновь обратим внимание на сам термин ' пропаганда'. ' Слово 'пропаганда' - исторически обусловленная форма политической и идеологической деятельности , которая используется различными классами , партиями и государствами для целенаправленного распространения своих идей , воззрений и ценностей с целью оказать воздействие на мировозренчекие представления , социальную ориентировку и поведение индивидов и социальных общностей,'(17) - пишет Гуревич. Он считает необходимым для всестороннего раскрытия содержания пропаганды как теоретического понятия представить точки зрения различных авторов , и мы последуем за ним , поскольку без этого может возникнуть некоторая неопределенность при работе с самим термином. При первом взгляде на различные определения пропаганды , которые дают буржуазные исследователи , может показаться , что они абсолютно тождественны. В самых общих чертах пропаганда рассматривается как организованное убеждение , обращение к сознанию индивида , распространение определенных идей и представлений.

Именно эта сторона процесса и зафиксирована в расшифровке термина , которую предлагают американские социологи Robert T. Holt и Robert W. de Velde. Они пишут: ' Во всех определениях пропаганды подчеркивается , что она представляет собой попытку влиять на поведение , воздействуя с помощью средств массовой коммуникации на характер постижения массовой аудиторией смысла и значения окружающего мира'.(18) С этой точкой зрения нельзя не согласиться , но с другой стороны можно увидеть в их словах ориентацию не на политическую пропаганду , а на пропаганду в ее чисто прагматической плоскости. Для этих исследователей пропаганда представляется в отношении вульгарном , повседневном и практическом. Нас же более интересуют политический и психологический моменты. В американской социологии содержится попытка раскрыть природу пропаганды на основе выявления ее различий с другими видами общественной деятельности. Kris E. и Leites N. подчеркивают, что ' образование в отличие от пропаганды распространяет результаты познания , т.е. такие представления , которые не носят противоречивого характера , одинаково оцениваются различными группами людей. Если же некоторые представления , в том числе и социального содержания , вызывают разное отношение у тех или иных слоев населения , можно все же полагать , что это уже сфера пропаганды '.(19) На эти слова стоило бы обратить внимание возникает один спорный момент , который хотелось бы разрешить.

Проблема в том , что американские социологи никогда , видимо не учились в советских школах , особенно в 30-е годы, и никогда не воспринимали тяжесть пропаганды на школьной парте или в аудитории. В обществе , где математика носит классовый характер даже представления , не носящие противоречивого характера , могут носить пропагандистский оттенок.

Продолжив эту дискуссию обратимся к мнению другого специалиста. Lasswell H. определяет пропаганду как попытку повлиять на установку большого числа людей по противоречивым вопросам. По мнению американского политолога , нейтральное распространение взглядов не является пропагандой. Такой же точки зрения придерживается Davie s I. Однако правомерно поставить вопрос , какое распространение взглядов можно считать нейтральными , чтобы почувствовать абстрактность такого подхода.(20) Французские исследователи Haratonic P.L. и Moran T.P. понимают пропаганду не как распространение конкретной 'ортодокссии' , а как совокупность определенных структур , абстрактных символов , влияющих на человеческое восприятие , мышление и поведение. Иначе говоря , пропаганда сводится к символическому отражению мира. Не подлежит сомнению тот факт , что средства массовой информации пользуются разработанной символикой.

Однако это вовсе не означает будто пропаганда вообще лишена идеологического и теоретического содержания - пишет Гуревич.(21) Разумеется, в этих определениях фиксируются определенные грани пропагандистского процесса , но вместе с тем содержится конкретная тенденция: замаскировать политические цели пропаганды , свести ее к абстрактному просвещению , коммуникации или к акту символизации. При этом пропаганда нередко понимается настолько расширительно , что включает в себя фактически всю общественную жизнь. Так , английский историк Thomson O., полемизируя с Lasswell'ом , предлагает следующее определение: ' К пропаганде относятся любые средства внедрения и передачи образов , идей или информации , которые влияют на человеческое поведение , взятое с его активной или пассивной стороны. Сюда входят почти все аспекты искусства и коммуникации '.(22) Таким образом , для зарубежных специалистов характерны две основные точки зрения: во-первых , представление о пропаганде как о влиянии на установку большого числа людей по ' спорным вопросам ', при этом не считается пропагандой распространение нейтральных взглядов , вторая позиция заключается в представлении пропаганды в виде любых средств внедрения и передачи информации , влияющей на человеческое поведение. Но наиболее приемлемым определением , с моей точки зрения , является формула В.Соковнина , который в 1968 году писал:'...Одной из форм общения , специально служащей для распространения идеологических взглядов , является пропаганда.'(23) Без всякого сомнения пропаганда - это форма общения , и подтверждение мы находим в работе другого советского исследователя. Б.П.Базылёв пишет:'...Одна из основных функций пропаганды состоит в оказании идеологического и социально - психологического воздействия , которое предпологает общение в специализированной форме социального взаимодействия тех , кто создает пропагандистские тексты , с теми , кто их воспринимает.'(24) Примем же на веру данное утверждение и попытаемся впоследствии проследить это общение на примере 'Правды'. Само собой , возникает вопрос - почему именно печать является объектом нашего исследования ? Ответ состоит в том , что печатная пропаганда являлась наиболее эффективным средством пропагандистского воздействия в 30-е годы. После признания несостоятельности кружкового и индивидуального методов в 1939 году , ЦК в лице тов.

Сталина рекомендовал '...сосредоточить внимание партии на пропаганде в печати и организации лекционной системы пропаганды...'(25) Эти два вида пропаганды и стали основными на многие годы , но предпочтение всегда отдавалось печатной пропаганде , поскольку за ней было чисто психологическое преимущество. По наблюдениям психологов , человек способен внимательно прочитать в нормальных условиях 25 тысяч слов , а выслушать лишь 9 тысяч.(26) Сие и предопределило главенствующие позиции печати в деле пропагандирования. Кроме того , метод печатной пропаганды дает возможность использовать прием нейтрального информирования , дающий прекрасные результаты.

Таковы основные критерии выбора печати , как объекта исследования , а сейчас необходимо разрешить еще одну важную проблему терминологического плана - проблему соотношения пропаганды и агитации в печати.

Хорошо разработан этот момент в работе В.А.Шандры , который различает понятия пропаганды и агитации. Он пишет:'... для пропаганды характерен акцент на просвещение , имеющее целью вооружить трудящихся системой политических знаний...' Агитация же '...Опирается преимущественно на разъяснение. В агитации также присутствует элемент просвещения , но он не определяет ее сущности.'(27) Кроме того , автор обращает внимание на то , что '... предметом печатной партийной пропаганды являются актуальные аспекты социальных теорий и общественно-исторической практики.'(28) А агитация '...обеспечивает идеологически решение ближайших , тактических задач партии и народа.'(29) Таким образом , мы можем говорить о разделении пропаганды и агитации по характеру задач: пропаганда ведает стратегией в распространении идеологии , агитация занимается тактикой. Но чего же больше в советской прессе 30-х годов ? В этом мы постараемся разобраться в III главе. 1) Соковнин В. Человеческое общение и идеология./ Идеология и общественная психология.- Фрунзе, 1968.-С.97. 2) Цит. по: Власов Ю.М. Пропаганда за фасадом новостей. -М.: Изд-во МГУ, 1976.-С.22. 3) Там же, с.27. 4) Цит. по: Политическая информация.

Некоторые вопросы теории и практики.-М.: Мысль, 1974.-С.9. 5) Там же, с.10. 6) Политическая информация.-М.: Политиздат, 1973.-С.10. 7) Там же, с.9. 8) Политическая информация.

Некоторые вопросы теории и практики.-М.: Мысль, 1974.-С.40. 9) Там же, с.66. 10) Там же, с.24. 11) Там же. 12) Якобсон П.М. Эмоциональный фактор в пропагандистском воздействии./ Проблемы социальной психологии и пропаганды.-М.: Политиздат, 1971.-С.63. 13) Политическая информация.

Некоторые вопросы теории и практики.-М.: Мысль, 1974.-С.18. 14) Гуревич П.С. Пропаганда в идеологической борьбе.-М.: Высшая школа, 1987.-С.110-111. 15) Правоторов В.Ф. Пропаганда.// Философский энциклопедический словарь.-М.: Политиздат, 1983.С.539. 16) Там же. 17) Гуревич П.С. Пропаганда в идеологической борьбе.-М.: Высшая школа, 1987.-С.100. 18) Там же, с.101. 19) Там же. 20) Там же, с.102. 21) Там же. 22) Там же. 23) Соковнин В. Человеческое общение и идеология. / Идеология и прсихология.- Фрунзе.: Илим, 1968.-С.97. 24) Базылев Б.П. О специфике употребления слова в системе буржуазной пропаганды./ Язык и стиль буржуазной пропаганды.-М.: Изд-во МГУ, 1988.-С.49. 25) Цит. по: Большевистская печать.-М.: Политиздат, 1940.- С.359. 26) См.

Проблемы социальной психологии и пропаганда.-М : Политиздат, 1971. 27) Шандра В.А. Газета, пропаганда, жизнь: вопросы теории и методики.-М.: Мысль, 1982.-С.29 28) Там же, с.25. 29) Там же, с.30. Глава II. Партия и пропаганда. В период своего правления сталинское правительство хорошо помня слова Ленина о том , что ' ...Мало ведь назвать себя ' авангардом ', передовым отрядом, надо и действовать так , чтобы все остальные отряды видели и вынуждены были признать , что мы идем впереди,'(1)- основательно занималось проблемой пропаганды и агитации , поскольку от того , что увидят ' остальные отряды ' и признают ли движение вперед, значительно зависела устойчивость позиций административно-командной системы. Без пропагандистского воздействия на массы трудно удержать в устойчивом положении гигантский колосс с совершенно парадоксальной структурой управления , противоречивой социально-экономической политикой, а при его использовании это не так уж и трудно , поскольку '...Пропагандистское воздействие создает ситуации , в которых наличная потребность удовлетворяется предоставлением людям информации , затрагивающей их интересы и ценности и помогающей им выявить связи между собой и социальной действительностью,'(2) - свидетельствует Н.Л.Элива. И это прекрасно подходит режиму , так как информация , как мы уже говорили полностью находилась под контролем государства и может затрагивать интересы людей , используя их в собственных целях. И.В. Сталин на XVIII съезде в 1939 году отмечал: ' Есть еще одна область партийной работы , очень важная и очень ответственная , по линии которой осуществлялось за отчетный период укрепление партии и ее руководящих органов,- это партийная пропаганда и агитация , устная и печатная , работа по воспитанию членов партии и кадров партии в духе марксизма - ленинизма.'(3) Эти слова были директивой к действию для всех уровней власти.

Отмеченная вождем ' важная и очень ответственная ' работа должна была проводиться во всех направлениях внутренней политики , будь то образование , производство или социальная сфера. При этом необходимо действовать истинно по-ленински - '... пропагандировать , и организовывать , и агитировать наиболее доступно, наиболее понятно , наиболее ясно и живо...'(4) Но для того , чтобы проводить работу наиболее эффективно необходимо создание системы по-настоящему массовой пропаганды , которая '... обращается не только к жизненным убеждениям человека , к его взглядам и представлениям. Она учитывает также всю гамму человеческих чувств и переживаний во всем богатстве их неповторимых конкретных и в то же время типичных проявлений.

Поведение одного человека , агента группы или представителя того или иного класса не может быть описано через характеристику тех идей , носителем которых выступает данная личность. Людям присущи определенные интересы и потребности , ожидания и идеалы, настроения и перживания , иллюзии и устремления.

Внутренний мир человека сложен.

Личность не только познает , она переживает , анализирует , вырабатывает жизненную позицию.

Понять эти процессы можно только на базе изучения психологических механизмов. Без их учета пропаганда и контрпропаганда теряют не только адресность , но и присущие им многослойность , конкретность,'(5)- выражаясь словами Гуревича.

Правда сталинская пропаганда вряд ли заботилась о переживаниях советских граждан , но по поводу настроений , ожиданий , иллюзий и устремлений можно сказать практически со стопроцентной уверенностью уж они то находились под постоянным наблюдением.

Наблюдения за поведением народа , проводившееся в подвалах НКВД , особистами на промпредприятиях и в армии , стукачами по месту жительства позволяли выявить психологические установки , стереотипы и общую психологическую готовность к пропагандистскому воздействию. Но об это мы будем говорить ниже , а пока вернемся к отношению пропаганды и государства. Все ,что необходимо , для массового пропагандирования труд но осуществить без мощного центрального органа , занимавшегося бы пропагандистской и агитационной работой.

Централизация и объединение в единую структуру таких ранее созданных учреждений , как Институт массового заочного обучения, политотделы на предприятиях произошло в 1939 году , когда было создано управление пропаганды и агитации при ЦК ВКП(б). В докладе 18 марта 1939 года А.А. Жданов говорил:' Для того , чтобы успешно руководить делом марксистско - ленинской пропаганды в партии и государстве , для того , чтобы успешно решать задачи ликвидации теоретического и политического отставания партийных кадров , ЦК должен иметь мощный аппарат пропаганды и агитации в виде Управления пропаганды и агитации , сосредотачивающего всю работу по печатной и устной пропаганде и агитации.'(6) Оно должно было , по словам Сталина: '...сосредоточить в одном месте дело партийной пропаганды и агитации и объединить отделы пропаганды и агитации и отделы печати в едином Управлении...с организацией соответствующего отдела пропаганды и агитации в составе каждой республики , краевой и областной парторганизации.'(7) Эта мера должна была решить основную задачу партийной пропаганды , которая '... состоит в том , чтобы помочь нашим кадрам всех отраслей работы овладеть марксистско - ленинской наукой о законах развития общества.'(8) Наука о законах развития общества , в то же время , претерпела коренные изменения и мало походила теперь на истинно - ленинскую науку. Но этого уже никто не замечал , поскольку та самая пропаганда , несшая науку в кадры , влияла и на членов ВКП(б) , которые должны были распространять ее ( науку ) в массы. Даже директивы высших чинов во властных структурах , направленные вниз превращались в своего рода метод пропагандистского воздействия , ибо информация , подававшаяся в них была неоспорима и абсолютно правильна.

Сомневающихся же довольно быстро убеждали в ее правильности , используя весьма практичные методы , например аресты , пытки , осуждения и казни. Была , правда , и мягкая мера - исключение из партии , которая впрочем приводила к тому же. В конце концов , для верхушки тоталитарного режима , хоть и с хорошо поставленной пропагандистской работой в массах , особую опасность представляет прослойка мелких управленцев , которые весьма желают стать управленцами покрупнее. Но Сталину удалось пресечь эти тенденции , используя превосходное средство - террор.

Мелкие и средние управленческие слои время от времени подвергались чисткам , которые , правда , иногда затрагивали и высших чиновников , а также рядовых членов партии. Это была необходимая профилактика страховка , и сегодня можно достаточно уверенно говорить о высокой эффективности таких мер , поскольку есть возможность сравнивать правление Сталина , продержавшегося у руля с три десятка лет и период властвования Никиты Хрущева , смещенного со своего поста. Так или иначе , партия как и '... социалистическая пропаганда осуществляет развернутую программу политического просвещения масс , призванную развивать их общественное сознание и активизировать их историческую деятельность.'(9) Политическое просвещение , одновременно с развитием общественного сознания и активизацией исторической деятельности создает своеобразную ' массовую культуру ' , имеющую большинство признаков того явления , которое советские политологи 70-х обнаружили на Западе.

Психозы на почве этой самой ' культуры ' можно обнаружить и в СССР. Правда , ' массовая культура , советского пошиба отличается большей абстрактностью , отсутствием бытового момента , мы строили коммунизм и было некогда думать о себе , но она так же '... эксплуатирует психологические механизмы людей , их потребности в галлюцинаторном воплощении своей мечты , в реализации возмездия за крушение собственных иллюзий. Но действительная пружина этой псевдо-культуры лежит в совсем другой плоскости - в стремлении скрыть кричащие противоречия между официальной идеологией и реальностью,'(10)- выражаясь словами Гуревича.

Именно стремление скрыть кричащие противоречия между идеологией и реальностью привело к использованию максимально эффективных средств создания ' массовой культуры '. По сему , для скорейшего достижения заданной цели , все шире используются средства массовой информации и пропаганды , главной особенностью которых является всеохватность (11).' Средства массовой информации и пропаганды не знают себе равных по масштабу охвата и как канал обратной связи.'(12) Это прекрасно понимал и Ленин , писавший '...Газета может и должна быть идейным руководителем партии , развивать теоретические истины , тактическое положения , общие организационные идеи , общие задачи всей партии в тот или другой момент.'(13) Без всякого сомнения , помимо печатной пропаганды существует необходимость и в других видах , но именно печать должна была стать лидером среди средств массовой информации в деле пропагандирования населения , поскольку она является наиболее действенным и эффективным средством. Один тот лишь факт , что человек в нормальном состоянии способен прочитать 25 тысяч слов, а выслушать только 9 тысяч , говорит о многом. Да ко всему прочему практически неограниченные возможности воздействия как временные , так и пространственные привели к широкому распространению печатной продукции. Как докладывал А.А.Жданов на XVIII съезде ВКП(б) 18 марта 1939 года:'...Расширяется печатная пропаганда , имеющая решающее значение в постановке пропагандистской работы.'(14) Л.М.Каганович , выступая 14 сентября 1938 года в газете 'Гудок', говорил:'...Больше должно быть системы и равномерности в распределении материалов на страницах газет. Иначе может получиться как бы флюс - второстепенные , малозначительные вопросы получают в газете непомерно много места, а важные наоборот - остаются в тени. Чтобы избежать этого , следует ввести в газетах определенные разделы , в которых мог бы на привычном месте найти интересующие его статьи и заметки.'(15) Какая трогательная забота о читателе , не иначе как у товарища Кагановича существует какой-то интерес к газетной информации , к размещению оной на страницах ( об этом мы поговорим несколько позже). Да здесь еще и советы по информированию:'... Газета должна выделять главный вопрос и бить в одну точку, пока не будут получены положительные результаты,'(16)- сообщает он , выявляя недюжие способности пропагандиста. В 1982 году В.А.Шандра определит одним из свойств пропаганды то , что нарком сказал в 1938: '...Действенность , эффективность пропаганды во многом определяется актуальностью ее содержания.'(17) Но это не единственный фактор повышения отдачи после пропагандирования замеченный Кагановичем. 'Вопросы нужно ставить острее. И дело здесь не в количестве фактов , а в качестве. Голые факты мало о чем говорят. надо объяснять суть дела, устанавливать связь цепи событий, анализировать положение, делать практические выводы,'- (18)говорит он. Таким образом , мы могли увидеть некоторые существенные стороны проблемы.

Налицо и заинтересованность режима в массовом пропагандировании , и прямое участие высших должностных лиц в этом процессе , а также хорошо виден процесс централизации в структурах пропаганды и агитации. 1) Ленин В.И. Что делать ? / ПСС.Т.6.с.83-84. 2) Элива Н.Л. Исследование мышления в советской психологии.-М.: Наука, 1966.-с.40. 3) Сталин И.В. Отчетный доклад на XVIII съезде о работе ЦК ВКП(б) 10 марта 1939г./ Большевистская печать.-М.: Политиздат, 1940.-с.358. 4) Ленин В.И. / ПСС.Т.41.с.95. 5) Гуревич П.С. Пропаганда в идеологической борьбе.-М: Высшая школа, 1987.-с.234. 6) Цит. по: Большевистская печать.-М.: Политиздат, 1940.-с.361. 7) Сталин И.В. Указ. соч.,с.359. 8) Там же. 9) Гуревич П.С. Указ. соч.,с.235. 10) Там же: с.252. 11) Средства массовой информации и пропаганды.-М.: Политиздат, 1984.-с.65. 12) Там же: с.66. 13) Ленин В.И. Письмо к товарищу о наших организационных задачах./ ПСС.Т.7.с.8. 14) Цит. по: Большевистская печать.-М.: Политиздат, 1940.-с.361. 15) Там же: с.355. 16) Там же. 17) Шандра В.А. Газета , пропаганда , жизнь: вопросы теории и методики.-М.: Мысль, 1982.-с.18. 18) Цит. по: Большевистская печать.-М.: Политиздат, 1940.- с.356. Глава III. Социально-психологическое содержание центрального органа страны.

Прежде чем говорить о содержании ' Правды ' и о действии этого содержания на массовое сознание необходимо сказать об общих моментах влияющих на эффективность идеологического воздействия. Она ( эффективность ) '...в решающей степени определяется умелым сочетанием теоретической и организационной деятельности , пропаганды и агитации,'(1)-говорит по этому поводу В.А.Шандра.

Именно поэтому при при разработке методов воздействия любой мало-мальски уважающей себя идеологии необходимо учитывать некоторые важные моменты. И прежде всего внимание должно быть обращено к человеку , который '... как объект пропагандистского воздействия,- говоря словами Афанасьева ,-представляет собой сложную совокупность ( систему ) качеств, воплощающих черты общественной среды , а также конкретной среды , которая его окружает ( его 'микросреды') , специфичность его исторического опыта , наследственных задатков , причем этот человек характеризуется определенной степенью активности , избирательностью по отношению к общей и конкретной среде , к требованиям и принципам социальной идеологии.'(2) Такое сложное определение, разработанное в 1975 году , Ленин , который , без всякого сомнения , в пропаганде разбирался превосходно , выражал кратко и ясно: '...никогда миллионы людей не будут слушать советов партии , если эти советы не совпадают с тем , чему их учит опыт собственной жизни.'(3) Таким образом любая пропаганда , которая '...ставит своей целью формирование взглядов людей , их мировоззрения , убеждений и побуждение их к определенным практическим действиям на основе этих взглядов и убеждений...'(4), и особенно пропаганда , от которой зависит судьба идеологии , просто обязана обращаться к отдельным личностям. В работах советских исследователей этот механизм хорошо описан применительно к системе буржуазной пропаганды.

Гуревич об этм говорит так:'...Манипулятивная пропаганда буквально одержима манией персонификации. Она предлагает аудитории многочисленные варианты , позволяющие отождествить себя с образами удачников , суперменов , аутсайдеров , мстителей.

Глубокое внутреннее влечение человека к осознанию собственного 'Я' подменяется , по сути дела , фиктивным , иллюзорным самоудостоверением.'(5) Для Гуревича этой самой манипулятивной пропагандой представляется пропаганда 'Западная', буржуазная и антисоветская , но если внимательно проследить , то будет заметно значительное сходство в принципах и методах работы как западных , так и советских структур политического информирования , которые собственно и являются манипуляторами.

Попробуем же в этом убедиться. И начнем с уже приведенного примера - метода персонификации. В советской пропаганде 30-х годов он применялся в довольно -таки парадоксальной форме. С одной стороны , режим проповедовал теорию абсолютно равного общества , где каждый человек имеет ровно столько же прав как и любой другой , но с другой стороны , в обществе произошло четкое разделение на своих и чужих. Но в этом парадоксе нет ничего странного если вспомнить основные характеристики пропаганды и агитации и их основное различие первая обеспечивает стратегические задачи , вторая ведает тактикой. Вот и появляются на страницах 'Правды' пропагандистские статьи о стахановском движении, описывающие подвиги простых рабочих , которые как правило с детства работали на шахтах и заводах , затем воевали с белыми и , наконец , трудятся на благо советской Родины.

Огромная масса в среде крестьянства и рабочих воспринимают эти материалы и возникает обратная реакция служащая , как мы помним, вторым потоком в процессе политической информации.

Использование метода персонификации запускает цепную реакцию пропагандирования. В редакцию газеты приходят письма читателей. Эти материалы исключают практику фальсификации , поскольку они , с точки зрения пропаганды , совершенны; в них присутствует четко выраженная направленность к различным социальным группам и выражающая интересы этих групп тематика (полувеком позже Шандра напишет: '...наряду с теоретико - пропагандистскими материалами , которые рассчитаны на массовую аудиторию , в газете могут и ДОЛЖНЫ публиковаться тексты , адресованные определенным специальным группам , максимально созвучные их интересам , потребностям.'(6)) Но самые важные для пропагандирования характеристики этих материалов - это искренность и , в то же время , лояльность и даже , как правило , любовь к режиму.

Примером для сказанного может служить подборка писем в 'Правде' от 1 января 1937 года под общим заголовком 'Мой самый счастливый день в 36 году '.(7) Семантическое содержание текстов этих писем указывает на стремление газеты создать прочную установку , которая представляет из себя '...звено , образующееся в системе взаимодействия индивида с внешним миром, взаимодействие , начинающееся с воздействия внешнего мира на индивида, субъекта.'(8) Прибегая к простейшим приемам: таким , как '...Употребление в речи нескольких синонимов из одного синонимического ряда, - которое,- способствует усилению смысла сказанного , ' нагнетанию ' основного семантического оттенка данного ряда...' (9) (' благополучный' ,' удача' ,' успех' , 'полный счастья' ,' счастливо' ,' счастливый' и наконец 'самый счастливый ' ; до 3% слов из этого ряда), использование штампованных языковых средств ( ' любимая Родина ',' народная демократия', 'лучшее государство', 'коммунистическая партия' и др.) , приводит к появлению установки у читателей данных материалов , направленной на восприятие советской действительности в положительном свете. А по мнению Шерковина - '...В соответствии с усвоенными установками люди реагируют положительно или отрицательно на все , что так или иначе касается их или как-нибудь затрагивает их интересы , их осознанные или бессознательные влечения , их ценности.'(10) Именно поэтому существует столь очевидное направленность на создание четкой и постоянной установки по отношению к воспринимаемой действительности , как к наиболее совершенному варианту. Та же тенденция прослеживается и в отношении культуры , искусства. В качестве примера , причем очень яркого , хотелось бы привести слова художника , которые долго блуждали по страницам прессы. '...Я глубоко верю в большое искусство наших дней,-писал А.А.Дейнейка.- Красивое искусство современности... Кого не захватят наши дни ? Кто останется к ним равнодушным ? Яркие порывы , титанические размахи пролетариата - солнце - красочно хочется набросать тысячью самоцветных каменьев и запечатлеть эту героическую борьбу пролетарских масс.'(11) Такие же материалы публикуются и на страницах 'Правды', доводя иногда этот процесс до абсурда.

Например к столетию Пушкина в газете присутствуют материалы , посвященные этому событию (12), и среди них статьи и заметки, посвященные советскому государству, причем в этих материалах прослеживается тесная связь пушкинской поэзии и сталинского искусства.

Появляется мысль о том , что Александр Сергеевич, без всякого сомнения, стал бы лауреатом сталинской премии.

Тексты написаны с применением клише в сильной степени экспрессивности ('яркие порывы', 'титанические размахи', 'героическая борьба', 'протест поэта', 'реакция царизма' и т.д.), использованием синтаксических средств усиления ( вопросительные предложения, употребление тире), что несомненно должно было сказаться на появлении четкой установки и даже стереотипа. О стереотипах и пойдет ниже речь. 'Стереотипы,- пишет В.Л.Артемов,- это представление или образ , которые схватывают то или иное явление в целом , сразу , без частностей и деталей.'(13) У стереотипов существует особый механизм действия - '...Для пробуждения стереотипа требуется затронуть установку, - которая, - есть сложившаяся у индивида на основе имеющегося опыта предрасположенность к восприятию социальной информации с учетом определенных социальных позиций , что выражается в системе ценностных ориентаций субъекта.'(14) 'Стереотип , как всякое психическое образование ,включает в себя единство двух взаимодействующих начал - знания и отношения , из которых то одно , то другое выступает в качестве преобладающего.'(15) Но это происходит далеко не всегда. В манипулятивной пропаганде сталинского режима знание находится в состоянии подчинения к отношению , поскольку государство обладало монополией на информацию. Но существует закономерность - '...двуединая структура стереотипа (отношение плюс знание) ставит отношение в обратную зависимость от знания субъекта. Чем выше образованность осведомленность и сознательность человека, тем лучше он понимает , чьим интересам соответствует пропагандистский материал.'(16) Как же обстоит дело с повышением образованности и осведомленности на страницах 'Правды'? Для начала обратимся к газетным материалам , посвященным внешнеполитическим обзорам. В 1937 году внимание всего мира конечно же было посвящено событиям в Испании , боевые действия находили широкое отражение на страницах прессы всего мира и 'Правда' не являлась исключением. Около 17% материалов относились к зарубежным новостям, и от 5 до 10% в каждом номере , за исключением специальных , было отдано под 'испанские' репортажи, сводки, сообщения. У Советского Союза существовал четко выраженный интерес к Испанской войне , поскольку эта страна могла впоследствии войти в пока немногочисленное сообщество социалистических государств.

Поэтому 'товарищам по борьбе' необходимо было помочь , для чего в Испанию высылались отряды 'добровольцев' В добровольцах же недостатка не ощущалось, особенно среди офицеров НКВД. А в это время в советской прессе идет полным ходом процесс пропагандирования, основной задачей которого становится создание стереотипа , выражавшегося бы в полной поддержке массами политики правительства. В этой работе хорошо помогают такие методы , как нейтральное пропагандирование ( в газете появляются факты и события , сообщение о которых получены из нейтральных источников), метод драматизации фактов (выражающийся в использовании семантических средств для придания фактам и событиям более выразительной окраски), кроме того широко распространено комментирование сообщений.

Названные приемы позволяют манипулировать фактами в угоду информатора , и возможно это благодаря специфической природе факта. Это замечал еще Горький , писавший весьма образно о том , что '...Факт - еще не вся правда , он - только сырье , из которого следует выплавить , извлечь настоящую правду.

Нельзя жарить курицу вместе с перьями ,- продолжает он,- ...нужно научиться выщипывать несущественное оперение факта , нужно уметь извлекать из факта смысл.'(17) '... Факт действительности - это завершенный или незавершенный процесс взаимодействия вещей , предметов , систем, а процесс противоречив , так как одновременно содержит в себе и момент изменчивости и момент устойчивости.'(18) Из-за этого противоречия появляется возможность воздействия фактами на общественное сознание. И даже не придется что-либо изменять в расстановке фактических данных , которые ' ... в каждом случае будут абсолютно верны . За их достоверность можно ручаться под присягой. Но именно толкование этих данных , как и самого факта в целом , делает их пропагандой.'(19) Комментарий же является одной из наиболее сильных сторон сталинской пропаганды.

Пронин говорит: '... комментарий можно понимать в узком смысле как прямое повышение однозначности и увеличения информационной избыточности в сообщении , иными словами ,- сообщение степени свободы интерпретации сообщения реципиентом; комментирование же , понимаемое широко ,- это отбор и знаковое кодирование информации.'(20) Прекрасно это заметно на примере материалов 'Правды', посвященных судебным процессам по делам 'изменников и предателей Родины'. Присутствие на ее страницах гневных , ругательных материалов понятно , как-никак обвинение в измене , но где же статьи о предыдущей работе этих людей , а они были далеко не рядовыми в партии. Не может же быть такого , чтобы Радек, Пятаков, Сокольников, Серебряков и другие 'государственные преступники' на протяжении десятков лет совершали лишь преступления , причем безнаказанно. Но так или иначе , в номерах 'Правды' с 21 по 30 января , пока шел суд не было ни одного положительного слова о них.(21) Зато присутствует большое количество прекрасных , с пропагандистской точки зрения, обличительных статей , выполненных в превосходной экспрессивной манере , причем в них отмечаются такие выразительные формулы , которые недоступны для буржуазной прессы и поныне. 'Троцкистские шпионы, диверсанты, изменники', 'продавцы народной крови', 'подлейшие из подлых' и т.д.

Произошло лексико-семантическое смещение в значении слов - то ,что в семантике называется актуализацией значения путем наполнения старого слова (формы) новым содержанием.(22) А при этом следует помнить , что '...Семантическая структура слова связана с различными категориями психики человека, а следовательно , способна отражать сферу субъективного в общении в форме разного рода коннотаций оценочных, контекстуальных , стилистических , культурных и идеологических.- сфера субъективного , ко всему прочему, - может выражаться с помощью других средств языка: лексических, синтаксических, стилистических и даже текстовых.'(23) Такие свойства средств языка в политике приводят к тому , что образуется '...языковое поле , которое объединяет ключевые политические термины и символы (миф) , название доктрин , специальную политическую лексику , слова-лозунги.'(24) Это языковое поле существовало и в советской политической системе. И более того , оно переросло в '...Политический язык - основной язык пропаганды.'(25) Lasswell H. полагал , что '...Нельзя политические идеи преподносить в произвольной форме , она должна быть строго регламентирована.

Только в том случае , когда политический язык приобретает строгие нормы , эффект воздействия будет достаточным.'(26) Этого можно достичь при помощи 'политического мифа', а каждый 'политический миф' состоит из большего или меньшего числа 'политических формул'. С помощью 'ключевых символов' и 'лозунгов' пропагандист (коммуникатор) и обрушивает на массы поток 'политических формул'.'(27) Несколько опережая Lasswell'а,об этом говорил Луначарский: '... Если для данного времени имеется какой-то лозунг , надо его до дна довести и совершенно пропитать этим лозунгом сознание той среды , к которой вы обращаетесь.'(28) Пропаганда 30-х годов прекрасно использовала этот совет , насыщая лозунгами каждую пядь газетной полосы. При этом в лозунгах присутствует прежняя тенденция , характерная для пропаганды в целом - крайняя степень экспрессивности , доведенная до полуистерии. Даже за , казалось бы , нейтральной фразой 'За большевистский стиль руководства' скрывается выразительная картина чисток в партии, абсолютного контроля сверху и привычка подчиняться усвоившаяся у каждого гражданина. А что уж говорить о таких лозунгах , как 'Смерть изменникам Родины', 'Проклятие фашистам', 'Раздавить гадину' и т.п. , да еще если учесть , что они выдвинуты простыми людьми сталеварами и колхозниками.(29) Вот и приходили в редакцию газеты все новые и новые отклики , продолжала действовать установка перерастая в прочный стереотип. И мало кто верил уже в 1938 году обвиняемым Бухарину, Рыкову, Раковскому, Ягоде и многим другим , потому что 'партия всегда права'. А права партия (вернее Сталин) всегда потому , что вовремя использовала нужные формулы , для создания 'политического мифа' о непогрешимости и 'святости' товарища Сталина , а вот Бухарин , например , будучи хорошим теоретиком , но слабым практиком , не сумел.

Сталин оказался хитрее и практичнее всех своих 'товарищей' - он вовремя понял и использовал суть пропаганды и уже никогда не выпускал ее механизм из под своего контроля. Это-то и помогло Иосифу Джугашвили умереть , хотя и неспокойно , но зато будучи выше любого из смертных. 1) Шандра В.А. Газета, пропаганда, жизнь: вопросы теории и методики.-М.: Мысль, 1982.-С.25. 2) Афанасьев В.Г. Социальная информация и управление обществом.-М.: Политиздат, 1975.-С.398. 3) Ленин В.И. Речь по аграрному вопросу. 22 мая (4 июня) 1917г./ ПСС.Т.32.С.178. 4) Свечников П.В. У истоков партийной пропаганды.- М.: Московский рабочий, 1978.-С.110. 5) Гуревич П.С. Пропаганда в идеологической борьбе.-М.: Высшая школа, 1987.-С.254. 6) Шандра В.А. Указ. соч., с.63. 7) См.: 'Правда' от 1 января 1937г. 8) Цит. по: Проблемы социальной психологии и пропаганды. М.: Политиздат, 1971.-С.38. 9) Стриженко А.А. Основные закономерности использования языка в буржуазной пропаганде./ Язык и стиль буржуазной пропаганды.-М.: Изд-во МГУ, 1988.-С.20. 10) Цит. по: Проблемы социальной психологии и пропаганды. -М.: Политиздат, 1971.-С.38. 11) Цит. по: Парамонов А.В.,Червонная С.М. Советская живопись.-М.: Просвещение, 1981.-С.69. 12) См.: 'Правда' от 9-12 февраля 1937г. 13) Артемов В.Л. Правда о неправде.

Критические очерки по современной империалистической антисоветской пропаганде.-М.: Политиздат, 1984.-С.201. 14) Там же, с.213. 15) Артемов В.Л. Объективная природа стереотипов и их использование империалистической пропагандой./ Проблемы социальной психологии и пропаганды.-М.: Политиздат, 1971.-С.95. 16) Там же, с.102. 17) Цит. по: Володин Цифры и факты. Как их использовать. М.: Политиздат, 1968.-С.9. 18) Власов Ю.М. Пропаганда за фасадом новостей.- М.: Изд-во МГУ, 1976.-С.29. 19) Там же, с.28. 20) Цит. по: Власов Ю.М. Пропаганда за фасадом новостей... С.30. 21) См. 'Правда' от 21-30 января 1937г. 22) См. Язык и стиль буржуазной пропаганды.-М.:Изд-во МГУ, 1988.-С.15. 23) Стриженко А.А. Язык и идеологическая борьба.-Иркутск: Изд-во Иркутского ун-та, 1988.-С.15. 24) Там же, с.7. 25) Ермоленко Д.В. Пропаганда и семантика./ Проблемы социальной психологии и пропаганды.-М.: Политиздат, 1971.-С.49. 26) Цит. по: Проблемы социальной психологии и пропаганды.- М.: Политиздат, 1971.-С.50. 27) Там же. 28) Цит. по: Нестеренко Ф.П. Пропаганда советского образа жизни в печати.-М.: Изд-во МГУ, 1982.-С.8. 29) См. 'Правда' от 28 января 1937г.

Заключение.

Подводя итог работе , можно говорить о том , что на примере прессы хорошо видно широчайшее распространение идеологического информирования масс ( или проще говоря пропаганды ) во всех сферах советского общества. И пресса занимала не последнее место в этом процессе. ' Ее функции,- писал в 1937 году Albert Williams,- не делать деньги или развлекать читателя, а информировать его и стимулировать его интерес и веру в коммунизм.'(1) Для прессы и в часности для 'Правды' это означало то же , что и формирование общественного сознания, манипулирование этим сознанием, внедрение в него идеологических формул, угодных тем, кому была выгодна вся идеологическая система, основанная на лжи и лицемерии, прикрытыми значительными фразами и лозунгами.

Создание идеологических и политических мифов , воспринимаемых как абсолютная истина и служащих для получения необходимых системе стереотипов, осуществлялось '...различными способами,- пишет о системе буржуазной пропаганды, не слишком отличающейся от советской, А.Д.Пароятникова,- здесь и простой обман, и дезинформация, и подтасовка фактов, и замалчивание, и другие методы и приемы манипулирования общественным сознанием...'(2) В случае с 'Правдой' прекрасно использовались семантические особенности языковых единиц.

Четкая организация пропагандирования, скорее даже общественного внушения , с которым неизменно связана всякая пропаганда(3), позволила газете преуспеть в формировании взглядов и представлений миллионов советских граждан. Под воздействием пропаганды и агитации в 30-х годах идет полным ходом становление нового типа личности, и невозможно было бы достигнуть такого результата без пропаганды и агитации, основные цели которых в том и состоят, чтобы '...дать понимание социализма 175 миллионам людей союза; усилить в них энтузиазм для строительства социализма; заменить старые индивидуалистические представления и взгляды на мир общественными, коллективными; подготовить подрастающее поколение для будущего общества коммунизма.'(4) Но вся проблема в том, что параллельно с этими необходимыми и очень важными, шло формирование и других взглядов и представлений.

Слепое поклонение партии и лично товарищу Сталину, бессознательное осуждение всякого неугодного партийной линии процесса, совершенно бессмысленные поступки, единственным оправданием которых служила выгода системы - все это стало продуктом мышления масс в Советском Союзе. А в формировании самым непосредственным образом участвовали структуры пропаганды и агитации, полностью контролировавшиеся ЦК ВКП(б). И прикрываясь ленинским лозунгом о постановке дела в пропаганде и агитации начистоту, поскольку классы де обмануть нельзя(5), Сталин и его команда проводили под прикрытием щита пропаганды свои бесчеловечные эксперименты. Еще на рубеже нашей эры Овидий сказал замечательную фразу: 'Зло подобает приукрашивать словами.'(6) Но человечество не прислушалось к этим словам , за что ему и пришлось так тяжело расплачиваться, но можно надеяться, что сделанные ошибки наставят людей на путь истинный, на котором они не будут вновь совершены. 1) Williams A.R. The Soviets.-New York: Harcort, Brace and Company, 1937.-P.374. 2) Пароятникова А.Д. Конденсированные символы в буржуазной пропаганде./ Язык и стиль буржуазной пропаганды.-М.: Изд-во МГУ, 1988.-С.75-76. 3) Артемов В.Л. Объективная природа стереотипов и их использование империалистической пропагандой./Проблемы социальной психологии и пропаганды.-М.: Политиздат, 1971.-С.96. 4) Williams A.R. The Soviets.-New York: Harcort, Brace and Company, 1937.-P.369. 5) Ленин В.И. Доклад о замене разверстки натуральным налогом./ ПСС.Т.43.С.58. 6) Nominibus millire licet mala.(лат.) - Зло подобает приукрашать словами.( Овидий 'Наука любви' ) Список использованных источников и литературы.

Источники: 1) Большевистская печать.-М.: Политиздат, 1940.-472с. 2) История ВКП(б).Краткий курс.-М.:Политиздат,1950-350с. 3) Ленин В.И. Доклад о замене разверстки натуральным налогом./ПСС.Т.43.С.57-74. 3) Ленин В.И. Письмо к товарищу о наших организационных задачах./ ПСС.Т.7.С.3-72. 4) Ленин В.И. Речь по аграрному вопросу 22 мая ( 4 июня ) 1917г./ ПСС.Т.32.С.168-190. 5) Ленин В.И. Что делать ? / ПСС.Т.6.С.3-195. 6) Правда.Январь-март.1937г. 7) Williams A.R. Nhe Soviets.-New York: Harcort, Brace and Company, 1937.-p.554. Литература: 1) Артемов В.Л. Правда о неправде.