Восточные славяне в древности. Возникновение государственности у восточных славян

Восточные славяне в древности. Возникновение государственности у восточных славян

Основным же источником для изучения первого периода нашей истории является Начальная летопись. Она представляет сначала прерывистый,но,чем далее,тем все более последовательный рассказ о первых двух с половиной веках нашей истории.

Труднейшую проблему прежде всего представляет история расселеия славян на територии Всточной Европы. Ранее она решалась почти исключительно путем анализа летописной концепции, сложившейся к началу XII в. и изложеной в ПВЛ. Представления об исходном восточнославянском единстве легли в основу прочно укрепившейся в трудах А.А.Шахматова концепции первоначально ограниченной территории восточнославянского ядра. В соответствии с этой концепцией магистральный путь развития восточных славян в VI-XIII вв. представлялся исследователям как процесс разложения исходного единства (что признавалось и В.О.Ключевским ),резко усилившийся в ходе феодальной раздробленности и ордынского нашествия. Не менее сложна проблема норманнских политических и культурных влияний, роль которых В.О.Ключевский никак не был склонен преувеличивать. В своих крайних проявлениях норманнская теория толкует летописную легенду о призвании иноземных князей как свидетельство отсутствия на Руси в начальный период правопорядка,государствености и самостоятельной культуры. Между тем история Новгорода (т.е. той территории,с которой непосредственно связана легенда о призвании) ,по новейшим археологическим данным, отражает совершенно иной процесс, нежели он мог представиться В.О.Ключевскому.

Рассматривая в 'Лекциях по русской истории' вопрос об образовании Киевского гос-ва, Платонов вслед за Ключевским шел вразрез с представлениями сторонников гос-ой школы, которые усматривали в древней Руси господство 'родового быта'. По его мнению, основными причинами возникновения государственнсти в древнем Киеве было развитие торговли,земледелия, других форм хозяйственной деятельности. В конце XIX - начале XX в. в либеральной академической науке обнаружилась тенденция решения 'варяжского вопроса' в пользу славянского происхождения Руси, которая объяснялась появлением новых подходов к изучаемой проблеме. М.А.Алпатов связывает возникновение нового подхода с именами В.О.Ключевского и А.А.Шахматова. Он подчеркиает, что Шахматов и Клюевский старались понять самого летописца, изучить, в каких условиях он жил, какие проблемы современности его заботили, почему он именно так реконструировал события прошлого. II.ФАКТО- 1. Геограа)значение Три географических особенности, блаРЫ ВЛИЯфический почвенных гоприятных для условий исторической НИЯ: и ботанижизни страны: ческих по- 1) ее деление на почвенные и ботанилос. ческие полосы с неодинаковым составом почвы и неодинаковой растительностью; 2) сложность ее водной сети с разносторонними направлениями рек и взаимной близостью речных бассейнов; 3) общий ботанический и гидрографический на центральном пространстве . в)влияние По большим рекам как главным речной торговым путям сгущалось население, системы принимавшее наиболее деятельное участие в торговом движении, рано здесь завязавшемся, по ним возникали торговые сосредоточения,древнейшие русские города; население, от них удаленное,оставалось при хлебопашестве и лесных промыслах, доставлявших вывозныестатьи приречным торговцам (мед, воск,меха).При таком влиянии на народохозяйственный обмен реки рано получили еще более важное политическое значение.Речными бассейнами направлялось географическое размещение населения, а этим размещением определялось политическое деление страны. Служа готовыми первобытными дорогами, речные бассейны своими разносторонними рассеивали население по своим ветвям. По этим бассейнам рано обозначились различные местные группы населения, племена, на которые древняя летопись делит русское славянство IX-X вв;по ним же сложились потом политические области, земли, на которые долго делилась страна.Взаимная близость главных речных бассейнов равнины при содействии единообразной формы поверхности не позваляла размещавшимся по ним частям населения обособляться друг от друга,замыкаться в изолированные гидрографические клетки, поддерживала общение между ними. 2)ЭтничесЛюди, населявшие север и центр кий.

Восточно-Европейской равнины в I тыс. до Р.Х.,говорили на индоевропейских и финноугорских языках. И в то время, и в последующие века не было отчетливого соединения и размежевания племен по языковому признаку; племена враждовали или поддерживали добрососедские отношения, не придавая первостепенного значения этническим различиям или сходству. 3) СоцильОбозначившееся еще в эпоху ный. бронзы, во II тыс.до Р.Х.,разделение племен на оседлые земледельческие и кочевые скотоводческие существенно воздействовало на судьбы этих племен, но не было ни абсолютным, ни окончательным. Более мобильные и вследствие этого более воинственные скотоводческие племена век за веком медленно продвигались по степям Евразии с востока на запад;многие из этих племен подолгу задерживались в прикаспийских и причерноморских областях.

Достаточно распространенным явлением был переход кочевников к оседлости; под натиском новых пришельцев оседлые или полуоседлые племена порой бывали вынуждены покидать привычные места обитания и возвращаться к кочевому образу жизни.

Земледельческие племена тоже далеко не всегда могли рассчитывать на спокойное и безбедное существование в раз избранной местности.

Истощение почв или появление могущественных врагов были наиболее частыми причинами переселения земледельцев. 4) ПолитиСложное взаимодействие оседтический лого севера и кочевого юга Восточной Европы во многом определило своеобразие исторического развития региона. И военные стычки, и набеги, и политические союзы, и торговые отнотошения степняков и лесных жителей - все это воздействовало на жизнь славян. При этом'лес' и 'степь' не оставались неизменными; в их постоянном противоборстве и мирном общении складывались и разрушались союзы племен, зачастую вбиравшие в себя иноязычные группы. III. ДО- 1)Сведения Что разуметь под началом истоСЛАВЯНС - о первонарии какого-либо народа ? С чего начиКОЕ ЗАСЕчальном нать историю ? Древние греческие и ЛЕНИЕ РУзаселении римские писатели сообщают нам о СИ. Южной Руюжной части современной России ряд си. известий, неодинаково достоверных, полученных ими через посредство греческих колоний по северным берегам Черного моря от купцов или по личным наблюдениям. До нашей эры различные кочевые народы, приходившие и Азии, господствовали здесь один за другим, некогда киммериане , потом при Геродоте скифы, позднее ,во времена римского вдадычества, сарматы. Около начала нашей эры смена пришельцев учащается, номенклатура варваров в древней Скифии становится сложнее, запутаннее.

Сарматов сменили или из них выделились геты, языги, роксаланы, аланы, бастарны, даки. Эти народы толпятся по нижнему Дунаю, к северным пределам римской империи, иногда вторгаются в ее области ,скучиваются в разноплеменные рассыпчатые громады, образуют между Днепром и Дунаем обширные, но скоропреходящие владения, каковы были царства гетов,потом даков и роксалан, которым римляне даже принуждены были платить дань и откуп. Видно,что подготавливалось великое переселение народов. Южная часть современной России служила для этих азиатских пришельцев временной стоянкой, на которой они готовились сыграть ту или иную европейскую роль, пробравшись к нижнему Дунаю или перевалив за Карпаты. 2) Данные Эти народы , цепью прошедшие о народах на протяжении веков по южно-руссюжно-руским степям, оставили здесь после себя ских стебесчисленные курганы, которыми усепей яны были обширные пространства между Днестром и Кубанью, являющиеся на данный момент объектами исследования археологии, результаты которых пополняют и проясняют описания древнегреческих писателей.

Некоторые народы, подолгу заживавшиеся в припонтийских степях, например скифы, входили через здешние колонии в довольно тесное соприкосновение с античной культурой. 3) Версии Все эти данные имеют большую обо связи щеисторическую цену; но они относятнародов ся больше к истории нашей страны , Южной Ручем к истории нашего народа. Наука си с слапока не в состоянии уловить достаточвянами но прямой связи этих азиатских посетителей южной Руси с славянским населением , позднее здесь появляющимся как и влияния их художественных заимствованих и культурных успехов на быт восточных славян.

Присутствия славян среди этих древних народов незаметно.

Историческая этнография,изучая происхождение всех этих народов пыталась выяснить, какие из них принадлежали к кельтскому и какие к германскому или славянскому племени.

Однако эти племенные группы, на которые теперь делится европейское население, не суть какое-либо первобытное извечное деление человечества:оно сложилось исторически и обособились в свое время каждое. По мнению Ключевского, если эти племена и имели общую генетическую связь с позднейшим население Европы, то отдельным европейским народам трудно найти среди них своих прямых предков и с них начинать свою историю. IV.ПРОИС- 1) Предса) Нестор По вопросу о происхождении и ХОЖДЕНИЕ тавления о древнейшей истории восточных славян СЛАВЯН. происхож - сушествует много различных предсдении слатавлений. вян Летописец Нестор считал, что первоначально славяне жили в Центральной и Восточной Европе примерно от Эльбы до Днепра и лишь в первых веках нашей эры заселили бассейн Дуная и Балканский полуостров. б) Синоп - Наиболее распостраненная в сис:славяXVIII в. теория происхождения славян не и русы получила свое отражение в первом русском печатном учебнике по истории, так называемым Синопсисе, вышедшем в 70-е гг. XVII в..Она состоит в следующем: авторы, придерживающиеся этой теории, проводят четкое разделение между славянами и русами. Русы, по мнению этих авторов, более древний народ. Их корни из Мессопаттамии; они происходят от библейских героев: сына Ноя Иафета и Мосоха, который был первым патриархом русов.

Память об этом герое, по мнению авторов,хранилась у русского народа и была запечетлена в названии столицы русского государства - Москве.

Постепенно русы расселились по территории Европы.

Существует даже такое мнение, что в определенный момент русы составляли большинство населения Европы, в частности, так называемых этрусков - жителей Италии выводит от русов, якобы это зашифрованное имя русов.

Славяне же гораздо менее древний народ, относящийся к индоевропейской семье народов. В начале нашей эры русы по предположению тех же самых авторов, занимали территорию по Дунаю и Днепру. в)В.О.КлюВ.О.Ключевский, следует извесчевский. тиям готского историка Иордана : первоначально славяне занимали Карпатский край. Он называет Карпаты общеславянским гнездом, из которого впоследствии славяне разошлись в разные стороны. г)А.А.ШахАкадемик А.А.Шахматов, чье матов и мнение поддерживает также Л.ГумиЛ.Н.Гуми - лев, изучая русские летописи,исслелев дуя историю русского языка и его диалекты, пришел к выводу, что древние славяне зародились в верховьях Вислы, на берегах Тисы и на склонах Карпат (современная восточная Венгрия и южная Польша ). д) Б.А.РыБ.А.Рыбаков, отвергая все назбаков ванные и неназванные точки зрения, отстаивает свою. В отдаленную эпоху в Юго-Восточной Европе и в Малой Азии обитали родственные племена - предки индоевропейских народов.

Средством общения у них являлся примитивный язык с небольшим количеством слов.

Позднеее,в период неолита и в течении бронзового века,Эти племена стали расселяться, связь между ними ослабевала и проявлялись некоторые, первоначально очень незначительные особенности в языке, создались языковые группы, отражавшие уже иную группировку древних племен.

Предков славян предположительно найти среди племен бронзового века, населявших бассейны Одры, Вислы и Днепра. В то же время еще не было разделения славян по языку на западных и восточных славян. По всей вероятности ,указывает Рыбаков о предках славян говорит Геродот, описывая земледельческие племена Среднего Поднепровья в V веке до н.э.

Онназывает их 'сколотами' или 'борисфенитами', отмечая, что греки ошибочно причисляют их к скифам ,хотя скифы совершенно не знали земледелия.

Академик признает , что проблема происхождения славян является очень сложной; здесь много спорных вопросов, которы е следуют историки лингвисты, антропологи и археологи. 2) Термин Cам термин ' славяне ' до сих 'славяне' пор удовлетворительно не объяснен.

Возможно, он связан со ' словом ', и так наши предки могли именовать себя в отличии от иных народов, речь которых они не понимали ( немцы ). С таким явлением мы встречаемся не только в славянском мире.

Известно,что арабы в VII-VIII вв.называли все прочие народы, не понимавшие их языка, аджамами, т.е. неарабами, буквально немыми, бессловестными ( немцами ). Позже такой термин стал применяться исключительно к иранцам.

Любопытно, что согласно Прокопию Кесарийскому ( VI в.), весьма эрудированному писателю, славяне назывались прежде спорами, а у Иордана фигурирует какой-то народ сполы, с которым воевали готы.

Расшифровать эти понятия невозможно при нашем состоянии знаний, но, очевидно, термин'славяне' возник не сразу и не вдруг стал общеупотребительным.

Возможно, древнейшее название было все-таки венеды: именно так именовали славян их древнейшие соседи с запада - германцы и , кажется, восточные балты. Но так могла называться и часть предков славян, тогда как другие могли носить иные наименования. И только позже (V-VI вв.) утвердилось общее название ' славяне ' ( словене ). 3) Праслоа) разлиЗнакомясь с древнейшими опивяне. чия между саниями нашей страны, мы вплоть до славянами первых столетий нашей эры не найдем в них даже упоминания имени славян.

Прежде всего восточные славяне возникли в результате слияния так называемых праславян, носители славянской речи, с различными другими этносами Восточной Европы. Этим объясняется тот факт, что при всей схожести языка и элементов культуры, с ним связанных,в остальном между славянскими народами имеются серьезные различия, даже по антропологическому типу - такого рода различия есть внутри отдельных групп тех или иных восточнославянских народов. Не менее существенное различие обнаруживается в сфере материальной культуры, поскольку славянизированные этносы, ставшие составной частью тех или иных славянских народов, имели неодинаковую материальную культуру, черты которой сохранились и у их потомков.

Именно в сфере материальной культуры, а также такого элемента культуры, как музыка, имеются значительные различия даже между такими близкородственными народами, как русские и украинцы. 4) Ареал Есть все основания полагать, расселения что ареал расселения праславян, котославян. рые, как доказано лингвистами, отделились от родственных им балтов в середине первого тысячелетия до н.э.(во времена Геродота), был весьма невелик.

Учитывая, что никаких известий о славянах до первых веков н.э.в письменных источниках нет, а эти источники, как правило,исходили из районов Северного Причерноморья, из ареала расселения праславян приходится исключить большую часть территории современной Украины, кроме ее северо-запада. а) первые Первые упоминания о венедах, - известия о а именно так называли ранние источвенедах ники праславян,- появились только тогда, когда римляне в своей экспансии в Европе достигли Среднего Дуная, Паннонии и Норика ( нынешних Венгрии и Австрии ). Не случайно первыми о венедах упоминают Плиний Старший и Тацит(вторая половина I века н.э.). Очевидно, только из этих областей были получены первые известия о народе - венедах. Но и эти известия были крайне смутными, так как римские и греческие писатели не могли даже точно определить, относить ли им венедов к германцам или к сарматам, склоняясь, правда,к большей близости венедов по им нравам, обычаям и быту именно к германцам.

Паннония в I-II вв. н.э.была населена разными народами - германскими и сарматскими ( иранскими ), Богемия ( нынешняя Чехия )получила название от кельтского племени бойев, однако во времена Тацита и позже здесь поселились германцы,а где-то за ними ( на северо-востоке (?)) обитали венеды. Тацит, рассказывая о венедах, упоминает рядом с ними эстов и фенов, под которыми скрываются предки балтских народов( но не финнов и современных эстов ).Следовательно, венеды в ту пору занимали приблизительно территорию нынешней Юго-Восточной Польши , Юго-Западной Беллоруссии и Северо-Западной Украины ( Волыни и Полесья ).А данные Птоломея (второй век н.э.) уже позволяет расширить предел обитания славян, включив в них северное Прикарпатье и часть побережья Балтийского моря, известного в ту пору, как Венецкий залив.

Очевидно, уже на протяжении второго века славяне оттеснили или ассимилировали какую-то часть других этносов, но скорее всего германцев и аборигенов Прикарпатья. Можно предположить, что данные Птоломея фиксируют уход готов с побережья Балтийского моря и продвижение на их место славян. б) ПевтинВероятно , какое-то расширение генова этнической территории славян наблюкарта далось и в III -IV вв.,но,к сожалению источников для этого времени почти нет. Так называемая Певтингерова Карта, окончательная редакция которой относится к первой половине пятого века, включает,однако и значительные элементы более ранней информации, восходящей еще к первому веку до н.э., потому пользоваться ее данными очень сложно.

Венеды на этой Карте показаны на северо-запад от Карпат, вместе с какой-то частью сарматов.Совместная фиксация венедов и сарматов в Прикарпатье ,очевидно отражает с элементами пятого столетия реалии II-IV вв.до нашествия гуннов. в) славяне Археологи пытаются увидеть и археолославян в носителях различных археологические гических культур, начиная от так накультуры зываемой культуры подклошных погребений (IV-IIвв.до н.э.,Верхняя Висла и бассейн Варты) до различных археологических культур первой половины I тысячелетия н.э..Однако в этих заключениях много спорного. Еще недавно довольно распространенная интерпритация принадлежности черняховской культуры славянам имеет не так уж много приверженцев , и большинство ученых полагают , что данная культура была создана разными этносами с преобладанием иранцев. г) перемеГуннское нашествие привело к щение назначительным перемещениям населеселения в ния, в том числе и из степной и часрезультате тично лесостепной полосы нашего гунского юга.Более всего это касается степных нашествия районов , где после кратковременной гегемонии угров уже в VI веке возобладали прототурки.Иное дело - лесостепь нынешней Украины и Северного Кавказа (Подонья). Здесь старое иранское население оказалось более устойчивым, но и оно стало постепенно подвергаться воздействию неуклонно двигавшихся на восток славян.

Очевидно, уже в V веке последние вышли к среднему Днепру, где ассимилировали местных иранцев.

Вероятно , именно последние основали городки на киевских горах, поскольку название Киева может быть объяснено из иранских наречий как княжеский (городок ). Затем славяне продвинулись за Днепр в бассейн реки Десны, получившей славянское название (Правая). Любопытно однако, что основная часть крупных рек на юге сохранила дославянские (иранские) названия.Так ,Дон - просто река, Днепр - глубокая река,Рось - светлая река, Прут - река и т.д.А вот название рек на северо-западе Украины и на большей части Белоруссии - славянские (Березина,Тетерев, Горынь, и т.д.) и это , несомненно,свидетельство весьма древнего обитания там славян. V. РАННИЕ 1) ВизанПри этом славяне первоначально СВЕДЕНИЯ тийские как жители лесов ( а именно таковыми О ВОСТОЧисторики их нам рисуют византийские историки НЫХ СЛАIV века VI века )продвигались и расселялись ВЯНАХ. преимущественно вдоль больших рек (транспортные артерии). Местное население довольно легко ассимилировалось с славянами , как правило мирным путем.Подавляющая часть нашей информации о ранних славянах черпается из византийских источников. Даже сведения, сохраненные с VI-VIIвв. сирийскими и арабскими писателями, в целом восходить к Византии.

Византийская историография VIв. фиксировала внимание почти исключительно на тех народах и странах, с которыми у империи имелись те или иные отношения.

Византийцы писали много лишь о тех районах, которые находились в сфере непосредственных интересов империи.

Начиная со времени правления Юстина I (518-527) информация о славянах в византийских источниках начинает расти как снежный ком, хотя,очевидно, и до этого славяне были в Византии небезыэвестны. а)славяне Особое , обостренное внимание на Балкак славянам именно с конца второго денах сятилетия VI в. объясняется прежде всего тем,что с этого времени они начинают активно внедряться на Балканский полуостров и уже через несколько десятилетий овладевают большей его частью. В политической жизни Балкан все больше играют именно славяне,которые надвигались на Византию с двух сторон - с севера Балканского полуострова и с низовьев Дуная.

Византийцы упоминают о славянских вождяхони вовсе не цари или князья, а скорее предводители военных дружин стадии военной демократии.

Дружины всегда шли впереди своего народа , нередко углубляясь в своих походах во вражескую территорию,как бы готовя ее к славянской колонизации. б)западные Византийские писатели VI века и восточделят славян на две группы.

Западная ные славя- (северо-западная) часть славян так и не обозначались как славяне (склавины, склавии). Кажется, к ним относили и балканских славян. Но кроме того ,византийские писатели VI-VII веков упоминают антов, которых они считали особой (восточной) группой славян. Анты обитали от низовьев Дуная, где с ними и сталкивались греки, на восток то ли до Днепра , то ли до Дона. в) ранние Заметим, что древляне, северяполитичесне и т.д. в ПВЛ племенами не имекие объенуются, хотя в современных перединения водах термин 'племя' нередко фивосточных гурирует. Ряд ученых уже давно славян сделали вывод, что в древнерусской летописи речь идет не о племенах , но о союзах племен. Такое мнение подкрелялось и большой территорией таких 'племен' , как северяне, кривичи и др. Нет термина 'племя' или подобного ему и в списках славян Константин а Багрянородного , который ведет речь о славянах - древлянах , северянах и т.д.

Вместе с тем перед нами еще, несомненно, объединение догосударственного или предгосударственного порядка , скорее всего именно союзы близкородственных племен. В этих союзах, уже занимавших определенную, четко фиксируемую территорию, на лицо переходные черты к политическому объединению типа раннеклассового общества. В этом плане древляне, поляне и т.д. по-видимому , идентичны таким германским 'племенам', как франки, саксы, бавары и т.д., которые на деле представляли союзы племен , хотя и сохранили наименование одного (господствующего) племени. г) Антский Хронологические рамки сусоюз ществования Антского союза приходятся приблизительно на 3О-е годы VI века - первые годы VII века,когда союз был сокрушен аварами, С этого времени имя антов изчезает со - страниц истории столь же неожиданно, как и появляется там.Это свидетельство того, что термин'анты' вряд ли употреблялся среди самих славян и, строго говоря, не имело этнического смысла. По-видимому он имел чисто территориально-политический смысл и изчез после аварского разгрома.Народная память сохранила предания об аварах как о людях богатырского сложения, покоривших славян и всячески притеснявших их. В частности ,если обрин хотел куда-либо ехать, то он запрягал в телегу дулебских женщин вместо скота.

Летописец завершает сказание тем, что, по его словам,Бог раазгневался на обров за их гордыню и истребил их,так что ни одного обра не осталось. Здесь возникает ряд интересных вопросов.

Летопись говорит о славянах-дулебах,т.е.( волыняная часть восточных славян)хотя дулебы как племя известны и в Чехии, так что, возможно, перед нами очень древнее общеславянское сказание. Что касается гибели гордецов обров ,то на самом деле их первоначально побил византийский император Ираклий , после того как авары'сделали свое дело',т.е. по его приказу сокрушили Антский союз.Сделали они это,скорее всего, не в одиночку, но вместе со своими союзниками булгарами,обитавшими у Азовского моря.

Однако Аварский каганат как политическое объединение существовал до конца VIII века, когда он был уничтожен Карлом Великим. д)Анты под Можно полагать что после властью раздела антского союза территория Великой антов временно попала под власть ВеБулгарии и ликой Булгарии а после подчинения Хазар последней хазарам перешла под их влияние. Не случайно ряд старых историков само расширении славянских территории на восток связывали как раз со временем хазар,когда под их властью создались благоприятные условия для этого. Это, кажется,подтверждается и древнерусской летописью, где речь идет о подчинении хазарам полян, северян, радимичей и вятичей.

Власть над упомянутой частью восточных славян позволяла хазарам контролировать не только Волжский путь , но и Нижнеднепровский, связанный через землю северян и вятичей с Волгой.

Однако такое положение существовало недолго. Важно отметить , что славяне к VIII веку продвинулись далеко на восток, вплоть до Северного Донца и Дона. Это подтверждается наименованием Дона Славянской рекой и наличием там славянских поселений. Как и когда попали эти славяне в столь отдаленный район - сказать трудно. 2)ал-Масуа)Валинана Кроме Антского союза источри и алники позволяют предпологать сущестДжарми. вование некогда(в VI-VII вв.) какого-то политического объединения славян в районе Прикарпатья. Речь идет об известии , записанном арабским энциклопедистом ал-Масуди (ум.956 г.), который в свою очередь, пользовался сочинением побывавшего в византийском плену за сто лет до этого араба ал-Джарми. Тот написал специальный труд о славянах ,основанный на сведениях , собранных им во время многолетнего пребывания в Византии. В В частности ал-Джарми (в пердаче ал-Масуди ) пишет о том , что некогда т.е. задолго до его времени, у славян существовало единое политическое объединение, которое он называет Валинана.Прежде ученые , как правило связывали это объединение со славянами-волынянами, жившими в северо-восточном Прикарпатье ( современное северо-западная Украина). Однако несколько десятилетий назад возобладала точка зрения, высказанное польскими учеными, согласно которой Валинана это город Волин в Поморье. Не учитывалось, что Волина в IX веке,а тем более раньше , еще не существовало,а потому логичнее вернуться к старой гипотезе, по которой речь идет именно о части территории нынешней Украины.

Наличие здесь какого-то ( очевидно, недолговременного) союза славянских племен вполне допустимо, имея ввиду само географическое положение этой областина перепутье к тем маршрутам, что вели славян на восток.

Волынь - очевидно, можно отнести к областям, как говорим, исконного расселения славян,и здесь как раз где-то в VI веке могло сложиться объединение, о котором знали в Византии еще в первой половине IX века, когда там находился ал-Джарми.Возможно , что Валинана погибла как раз в результате аварского нашествия еще до крушения Антского союза.

Существование славянского союза в Прикарпатье допускали многие крупные историки (например Ключевский, Грушевский и др.) 3)Русская Все те ранние известия о слалетопись. вянах VI-VIIвв. во многом неясны и не поддаются точной географической и хронологической идентификации. Более точную достоверную картину дает лишь древнерусская летопись, известие которой дополняются византийскими, арабскими и другими иностранными источниками. К сожалению , летописные известия были записаны не ранее XI в., т.е.уже в период ,когда память о первоначальных сславянских объединениях начинает стираться, поскольку все славянское население осознавало себя как русичи, русские. Тем не менее, этим известиям , мы можем доверять. VI.РАССЕ- 1)ИсточниЕще недавно полагали , что деЛЕНИЕ ки. ление византийскими писателями слаСЛАВЯН. вян в VI веке на склавинов и антов можно видет реальное разделение славянского мира на восточный и западный. Ныне большинство специалистов полагают ,что о делении славян на три большие группы восточных, западных и южных можно говорить лишь с VIII века.

Вероятно , эту датировку можно несколько удревнить , распространив ее с некоторыми оговорками и на VII век, но не раньше.

Картина же расселения восточных славян, зафиксированная в 'Повести временных лет' (ПВЛ) , может быть отнесена к VIII-IX вв., преимущественно,к последнему столетию.

Другие источники , так называемый 'баварский географ' и Константин Багрянородный, дополяет эту картину также для IXпервой половины X века.'Баварский географ' первой половины IX века Восточную Европу знает плохо, фиксируя в самой общей форме такие народы, как русы, хазары, а также некоторые южновосточные племена.

Константин Багрянородный (4О-е годы X века) более детален, но он отнюдь не ставит целью нарисовать этническую карту Руси своего времени а лишь отмечал наименование ряда групп восточных славян, подчиненных русам. а) карта Попытаемся представить расселения карту расселения отдельных групп славян по восточных славян, преимущественно данным ПВЛ по данным ПВЛ. Летописец считал , что они пришли в Восточную Европу с Дуная,'где теперь Угорская земля и Венгерская', но прежде славян называли норики. Это весьма загадочное место летописи, не расшифрованное до сих пор.Более того,как правило, толкователи ПВЛ вообще его обходят и начинают вести речь с обитания славян на Среднем и Нижнем Дунае и во Фракии. Между тем Норик - это название римской провинции, приблизительно соответствующей современной территории Австрии , где предки славян вполне могли обитать ,(равно, как в других более северных районах) до их расселения в указанных придунайских странах. 2) Слияние Словом , все данные говорят славян с за то, что в процессе движения славян разнопле - на восток происходило их слияние с менным наразноплеменным местным населением, селением в результате чего и вырабатывались те черты ( в языке, антропологическом типе, материальной культуре), что отличают восточных славян от западных и южных. Уже в ту пору намечались и определенные различия между юго-западными частями восточно-славянского мира, северными и северо-восточными и северо-западными, которые позже, в определенных специфических условиях XIII-XVIвв.,привели к распаду единой древнерусской народности на три самостоятельных.

Однако искать отдельных предков для русских, украинцев и белорусов уже в эпоху Древней Руси , а тем более раньше, как это сейчас пытаются делать националистически настроенные историки, нет никаких оснований.

Например, северяне стали предками и русских и украинцев,а кривичи и радимичи - единные пращуры русских и белорусов. Да и в более позднее время отмечаются переливы населения из разных областей Древней Руси , не как не связанное с обособленностью в ту пору ее отдельных частей. VII. ЗАНЯГлавным занятием восточных славян ТИЯ ВОСв известную нам эпоху было земледеТОЧНЫХ лие в сочетание с разведением скота и СЛАВЯН. различного рода промыслами. Чем дальше на север, тем больше значение приобретали промыслы, тем более, что во внешней торговле особенно с развитыми странами Востока и Византией , особую роль играл именно экспорт различного пушного зверя, которым в ту пору был богат не только славянский север, но и более южные земли. 1)ЗемледеЖизнь среди лесов и болот была лие. нелегкой.

Прежде чем срубить дом, нужно было найти сухое и сравнительно открытое место и расчистить его.

Первоначально славянские поселки были редкими островками среди 'лесного моря'. Их жители вели хозяйство, применяясь к окружающим условиям.

Главное место среди их занятий занимало земледелие. Но в VII в.славяне еще не знали ни двуполья, ни трехполья. У славян господствовала переложная (в лесостепях) и подсечно-огневая (в лесах ) системы земледелия. При ПЕРЕЛОЖНОЙ системе на участке выжигали траву и использовали удобренную золой землю до истощения. После этого участок забрасывали на 2 - 4 года,вплоть до полного восстановления травяного покрова. При лесном перелоге земля отдыхала 10 - 15 лет. ПОДСЕЧНО - ОГНЕВАЯ система названа так потому, что деревья подрубали и оставляли сохнуть на корню, а затем выкорчевывали и сжигали. Как и при переложной системе, участок использовали до истощения, а потом бросали и расчищали новый.

Настоящей пахоты не велось - землю лишь рыхлили. Такая организация земледелия вынуждала славян время от времени переходить на новые участки, что делало неизбежным освоение все более отдаленных земель. Лишь в VIII веке в степных и лесостепных районах наряду с переложным распространилось пашенное земледелие: землю пахали и давали ей регулярный отдых под паром. В лесной полосе подсека господствовала вплоть до XIII века.

Основными сельскохозяйственными культурами были у славян пшеница, ячмень, просо, дававшие высокие урожаи при подсеке и перелоге. С продвижением на север и распространением пашенного земледелия увеличивались посевы ржи и овса, прежде занимавшие незначительное место. 2) СкотоНаряду с земледелием славяне водство. разводили скот.

Держали лошадей, коров, свиней.

Заселив леса и лесостепи, 3) Промысвосточные славяне не оставили без лы. внимания и лесные богатства. Охота и бортничество (сбор меда и воска диких пчел )требовали труда и терпения не меньше, чем обработка земли. В лесу надо было устраивать и поддерживать охотничьи ловушки и борти (дупла для пчел ). И лес исправно снабжал людей пушниной, мёдом и воском.

Именно эти 'дары леса' составили основу славянской торговли с соседями - прежде всего с Византийской империей. 4)Торговля. Через Восточно-Европейскую равнину пролегал торговый путь, которым пользовались еще древние греки, основавшие колонии в Причерноморье. 'Поветь временных лет' так описывает его: 'Путь из Варяг в Греки и из Грек по Днепру,и верх Днепра волок до Ловоти, по Ловоти внити в Ильмень озеро великое,иэ него же озера потечеть Волхов и втечеть в озеро великое Нево и того озера внидеть устье в мор Варяжское, и по тому морю ити до Рима, а от Рима прити по тому же морю ко Царюгороду, а от Царягорода прити в Понт море в неже втечет Днепр река'. Этот путь стал основной дорогой Древней Руси. По ней везли не только меха и мед, но и добычу,захваченную во время военных походов.

Ведущую роль в транзитной торговле через Восточную Европу, как уже сказано,играли в VIII-IXвв. еврейские купцы, которые лишь в пределах халифата уступали ее местным мусульманским торговцам.

Последние по Каспии и Волге доходили до небольшого городка Булгар(основан в IX веке, недалеко от современной Казани) очевидно, по преимуществу сухопутным путем, тогда как Волжский путь контролировался хазарами и еврейскими купцами этого государства. В северные пределы славян арабские купцы в IXв. не заходили: хазары держали дороги под своим контролем и помимо чисто административных мер прибегали к простому запугиванию рассказами о диких северных людях, якобы убивавших всех чужеземцев.

Вместе с тем уже в IX веке но особеннов X веке все большее значение приобретает другой путь, связывавшее европейский север с Черным морем.

Вероятно, его функционирование было вызвано господством хазар на Волжском пути, где они ставили для всех торговцев, исключая еврейских, всякого рода заслоны. В то время как на севере активизировали деятельность скандинавы, юг все больше вовлекался в орбиту влияния или прямо под власть хазар. VIII. ОБ- 1) Ранние Изучая по 'Русской Правде' и по ЩЕСТВЕН - классы. летописи состав древнего киевского РЫЙ СТРОЙ общества, можно отметить три древВОСТОЧНЫХ нейших его слоя: СЛАВЯН. 1) высший, называемый старцами 'градскими'; это земская аристократия, к которой некоторые исследователи причисляют и огнищан. (Видимо, можно принимать огнищан за знатных княжеских мужей, но сомнительно, чтобы огнищане были высшим кнассом земского общества.) 2) Средний класс составляли люди (ед.ч.: людин), мужи,соединенные в общины, верви. 3) Холопы или челядь - рабы и притом безусловные, полные, обельные ('облый' - круглый) - были третьим слоем. С течением времени это об- 2) Более щественное деление усложняется. На поздние верху общества находится уже княклассы. жеская дружина, с которой сливается прежний высший земский класс.Дружина состоит из старшей ('бояр думающих и мужей храборствующих') и младшей (отроков, гридей), в которую входят и рабы князя. Из рядов дружины назначается княжеская администрация и судьи (посадник, тиун, вирники и др.) Класс людей делился опредеенно на горожан (купцы, ремесленники) и сельчан,из которых свободные люди называются смердами, а зависимые - закупами.

Закупы не рабы, но ими начинается на Руси класс условно зависимых людей, с течением времени сменивший собой полных рабов.

Дружина и люди не замкнутые общественные классы: из одного можно было перейти в другой.Основное различие в положении их заключалось, с одной стороны в отношении к князю (одни князю служили, а другие ему платили; что же касается до холопов,то они имели своим 'господином' хозяина, а не князя,который их вовсе не касался), а с другой стороны - в хозяйственном и имущественном отношении общественных классов между собой. IX.ПРИЧИ- 1) ОбщестБолее разнообразными становиНЫ ВОЗвенное лись источники, из которых люди черНИКНОВЕ - разделение пали средства существования; так, НИЯ ГОСУтруда. большую роль в жизни рода начинала ДАРСТВА. играть военная добыча.

Размежевание племен кочевых и оседлых, земледельческих и скотоводческих,а также племен, живших по преимуществу охотой и перешедших к производящему хозяйству, дополнялось начатками внутриродового разделения труда: появились профессионалы-ремесленники (гончары и специалисты по выплавке или обработке металлов),профессионалы-воины.

Частые переселения родов, возникновение и распад межродовых и межплеменных союзов, выделение из рода групп искателей военной добычи (дружин) - все эти процессы вынуждали то и дело отступать от традиции , основанные на обычае старые решения не всегда срабатывали в ранее неизвестных конфликтных ситуациях. 2) РазвиНе только изменившееся индививитие экодуальное и групповое самосознание и номики. усложившиеся межплеменные отношения, но и хозяйственная,экономическая деятельность побуждала людей к поиску более подходящих форм общежития.

Значение экономического фактора в возникновении государства обычно преувеличивается в исследованиях сторонников марксизма и других учений, считающих производство (или распределение произведенного)основой общественной жизни.

Соотношение между экономикой и идеями, которыми руководствуются люди, между хозяйственной деятельностью и способами организации власти много сложнее, чем это представляется марксистам.Не вдаваясь в подробности давнего спора 'материалистов', выдвигающих на первый план экономические потребности людей, и 'идеалистов', считающих идеи основным фактором социального развития, ограничимся признанием тесной взаимосвязи материального мира и человеческого сознания.Частная собственность не могла возникнуть,пока человек не осознал свою отделенность от рода; но на дальнейшее развитие самосознания отдельной личности, несомненно, воздействовали практические, материальные результаты раздробления общей родовой собственности.) Экономические факторы (рост производительности труда, возникновение излишков, углублявшееся разделение труда и -как следствиеразвитие меновой, а потом и денежной торговли) влияли на становление государства, но это влияние не было ни прямым, ни определяющим.

Государство возникло тогда, когда непосредственно связанные с экономикой имущественные различия были не слишком существенны; формировавшаяся государственная власть первоначально почти не претендовала на серьезное участие в хозяйственной жизни.

Носители новой, предгосударственной и государственной власти (князья, дружинники) выделялись из общества не по имущественному, а по профессиональному признаку. При этом часто совпадавшие профессии воина и правителя (стоявшего над традиционной, патриархальной властью родовых старейшин) почти единодушно признавались общественно полезными. 3) ЗаинтеГосударство возникло потому, ресован - что в его появлении было заинтересоность об - вано подавляющее большинство членов щества в общества.

Земледельцу-общиннику появлении было удобно и выгодно, чтобы князь и государс - дружинники с оружием в руках защитва. щали его и избавляли от обременительных и опасных ратных дел. (Здесь следует заметить,что реальная отделенность и отдаленность власти от общества, а привилегированного княжеского дружинника от хлебопашца-смерда сложилась намного позднее; в первыевека существования государства каждый земледелец мог очень легко изменить свое общественное положение и, подобно былинному Илье Муромцу, поступить на княжескую службу.) Государство с самого начала решало не только военные,но и судебные задачи, в особенности связанные с межродовыми спорами.

Князья и их дружинники были относительно объективными посредниками в конфликтах между представителями различных родов; старейшины, которые испокон веку должны были заботиться об интересах своего рода, своей общины, не годились на роль беспристрастных арбитров.

Разрешение межобщинных споров силой оружия было чересчур обременительно для общества; по мере осознания общей полезности власти, стоящей выше частного и родового интереса,создавались условия для передачи важнейших судебных полномочий исторически новой структуре - государству. X.ОБРАЗО- 1) Вопрос Давно уже доказано , что ни ваВАНИЕ об образоряги, ни хазары славянам государсДРЕВНЕ - вании готвенность не принесли, поскольку эта РУССКОГО сударства. посдедняя как таковая возникает ГОСУДАРСпрежде всего в результате определенТВА. ных процессов внутри самого общества с возникновение имущественного неравенства и социального расслоения. Вот и у восточных славян , очевидно, не позже VIII века появились свои княжения, о которых помнил и древнерусский летописец.

Правда,тот же летописец отмечает , что такие княжества существовали не у всех восточных славян - их ,по-видимому не было у тех ,что были уже в VII веке подчинены хазарам(вятичи, северяне, радимичи) или попали под верховенство сильных соседних западнославянских объединений, прежде всего Великой Моравии, что можно предположить для волынян и белых хорватов. а) легенда Но ПВЛ знает , что свои княжеоб основания до призвания варягов существовании Киева. ли у полян,древлян,кривичей, словен ильменских и у дреговичей. В отношении полян летописец, уроженец Киева и его патриот,записал легенды о княьях, основателях города: Кие,Щеке и Хориве и их сестре Лыбеди.Правда в отношении Кия еще в XI веке существовали два варианта легенды,и по второму он был просто перевозчиком на Днепре.

Однако летописец по вполне понятным причинам с негодованием отверг этот вариант сказания и даже старался обосновать его недостоверность.

Показательно, что все три имени 'основателей' Киева могут быть объяснены из иранских наречий, что вероятно, доказывает их связь с дославянским населением региона.

Неудивительно, что память о них сохранилась как в названии Киева,так и в наименовании двух киевских гор - Щековицы и Хоривицы.

Вероятно, в древности существовали аналогичные легенды и о других 'прародителях' местной государственности, отголоски которых также сохранились в летописи(Тур - основатель Турова,Вячко и Радим - патриархи вятичей и радимичей). б)сведения Как бы то ни было есть все осноо ранних вания считать,что у полян было свое княжениях княжение, которое было ликвидировано хазарами.Это могло произойти где-то в VIII веке.Все эти местные княжения были мало друг с другом связаны и не могли противостоять ни хазарам,ни варягам. Из этих двух реальных угроз более сильной была хазарская,поскольку хазары представляли мощное политическое объединение, господствовавшее почти на всей Восточной Европе.Варяге же здесь никаких завоеваний не делали:все,что нам известно говорит скорее всего,что они утверждались в славянских землях как союзники местной знати более самостоятелные на севере и зависимые от последней на юге. В таких условиях на просторах Восточной Европы начала складываться новая ведущая политическая сила - Древнерусское государство, или Русь, как его в ту пору именовали. 2)'Варяжс Вопрос об образовании на Руси кий вопрос' великого княжения (Киевского) приводит нас к вопросу о варягах-руси,которым приписывается водворение на Руси политического единства и порядка. Кто же были эти варяги-русь, покорившие сперва Новгород, потом Киев? а) ПВЛ о Остановимся прежде всего на двух варягах местах ПВЛ, которое в сущности и продели варяжский вопрос: 1) летописец, перечисляя племена , жившие по берегам Балтийского моря говорит:'По сему же морю Варяжскому (т.е.