Франция - 19 век

Франция - 19 век

Кричащие факты фантастического богатства и удручающей нищеты потрясли воображение и стали ведущей темой крупнейших писателей этого периода А.Франса, Эмиля Золя, Ги де Мопассана, Ромена Роллана, Альфонса Доде и многих других. В произведениях этих писателей появляются стереотипноустойчивые метафоры и образы, взятые из живого мира и употребляемые для обозначения сущности 'новых' господ и 'героев' франции. 'Мыотвратительные варвары, живущие жизнью животных',- с горечью писал Мопассан.

Необычайно показательно, что даже Мопассан, человек крайне далекий от активной политики, приходит к идее революции.

Естественно, что атмосфера духовного смятения породила именно во Франции бесконечное количество литературных движений и направлений. Были среди них и отчетливо буржуазные, открыто вставшие на защиту вполне благополучного буржуа, но таких все же несомненное меньшинство. Даже писатели, близкие определенными чертами к декаденствусимволисты, кубисты, импрессионисты и другиев большинстве своем исходили из неприязни к буржуазному миру, но все они искали выход за рамки буржуазного бытия, стремились уловить новизну быстротекущих событий, приблизиться к познанию невероятно расширившихся представлений о человеке.

Реализм этого периода тоже притерпел огромные измененияне столько внешнего, сколько внутреннего порядка. В своих завоеваниях этого периода писателиреалисты опирались на огромный опыт классического реализма 19 века, но не могли уже не учитывать новых горизонтов жизни человека и общества, новых открытий науки и философии, новых исканий современных им течений и направлений.

Отвергая нравственное безразличие натуралистов, пытавшихся превратить писателя в регистратора фактов, в безэмоционального 'объективного' фотографа, лишенного воображения, идеала, мечты,- реалисты конца века принимают в свой арсенал научную добросовестность, глубокое изучение предмета изображения.

Рожденный ими жанр научнопопулярной литературы играет огромную роль в становлении литературы этого времени. Не приемля крайностей других направлений, реалисты не оставались безразличными к открытиям писателейсимволистов, импрессионистов и других.

Глубокая внутренняя перестройка реализма была связана с экспериментом, смелым опробованием новых средств, но попрежнему сохраняла характер типизации.

Качественно углубляются основные достижения реализма середины векапсихологизм, социальный анализ,- расширяется сфера реалистического отображения, на новую художественную высоту поднимаются жанры. Ги де Мопассан Мопассан (1850-1993), как и его учитель Флобер, был суровым реалистом, никогда не изменявшим своим воззрениям. Он страстно, до болезненности ненавидел буржуазный мир и все, что связано с ним. Если герой его книги, представитель другого сословия, хоть в чемто поступался, приобщаясь к буржуазности, Мопассан не щадил его,- и здесь все средства для писателя были хороши. Он мучительно искал антитезы этому мируи находил в демократических слоях общества, во французском народе. произведения: новеллы- 'Пышка', 'Старуха Соваж', 'Помешанная', 'Пленные', 'Плетельщица стульев', 'Папа Симона'. Альфонс Доде Доде (1840-1897)- несколько неожиданное явление на фоне литературы данного периода и вместе с тем явление, тесно связанное с развитием творчества собратьев по перу, внешне от него далеких,- как Мопассан, Ролан, Франс.

Человек мягкий и добрый, Доде был во многих вопросах упрям. Он шел своим путем, умудрившись не заболеть ни одной новомодной литературной болезнью конца века и только в последние годы жизнижизни, исполненной вечного труда и нужды,- заплатил дань модному натурализму. произведения: роман 'Тартарен из Тараскона', несколько небольших рассказов. Ромен Роллан Творчество Ромена Роллана (1866-1944) занимает совершенно особое место в этом периоде истории. Если Мопассан, Доде да и многие другие великие писатели каждый посвоему мучительно искали положительные начала в плохо устроенном мире, то для Роллана смысл бытия и творчества изначално заключался в вере в прекрасное, доброе, светлое, что никогда не уходило из мира,- его просто необходимо уметь видеть, почувствовать и передать людям. произведения: роман 'Жан Кристофф', повесть 'Пьер и Люс'. Гюстав Флобер Его творчество опосредствованно отражало противоречия французской революции середины девятнадцатого столетия.

Стремление к правде и ненависть к буржуазии сочитались в нем с социальным пессимизмом и неверием в народ. Эту противоречивость и двойственность можно найти в философских поисках и политических взглядах писателя, в его отношении к искусству. произведения: романы- 'Госпожа Бовари', 'Саламбо', 'Воспитание чувств', 'Бувар и Пекюше' (не закончен), повести- 'Легенда о Юлиане Странноприимце', 'Простая душа', 'Иродиада', также создал несколько пьесс и феерию.