Идеология друидизма

Идеология друидизма

Существует разногласие относительно того, оправдана или нет эта идентификация пифагореизма с друидической верой в бессмертие. Чтобы проверить ее, первое, что следует выяснить, возможно ли вообще, чтобы Пифагор когда-нибудь входил в контакт с кельтами. Как известно, о жизни самого Пифагора может быть сказано очень мало.

Некоторые авторы рассказывают о путешествиях Пифагора, которым приписывается легендарный характер, в Египет, Халдею, Персию, Индию и даже Галлию. Что касается этой последней страны, то у нас имеется приведенное выше свидетельство Александра Полигистора, процитированное Клементом Александрийским. Но полагают, что оно не имеет исторической ценности. Затем мы имеем замечание Ипполита о роли, сыгранной Замолксисом, и приобщении друидов к пифагорейскому учению. Но оно также не имеет практического значения. Хотя легенда, что Замолксис был рабом Пифагора, датируется V в. до н.э., мы находим, что Геродот, который ее сообщает, сам верил, что Замолксис принадлежал к гораздо более раннему времени и был в действительности готским божеством. Р. Доддс делает попытку объяснить появляющуюся на этот счет путаницу.

Пифагор, как известно, основал род религиозного ордена, сообщество мужчин и женщин, чей образ жизни был определен ожиданием жизней, которые придут.

Случай с Замолксисом был, вероятно, прецедентом того же рода.

Геродот рассказывает, что фракиец Замолксис собрал лучших из граждан и объявил им, что они и их потомки будут жить вечно. Они были, вероятно, избранными людьми, родом духовной элиты. Здесь, однако, имеется и отличие. Доддс считает, что Геродот писал не о том, что геты верили в бессмертие души, но что они имели возможность ускользнуть от смерти, стать бессмертными. Таким образом, в основе легенды более позднего времени о том, что Пифагор и Замолксис были хозяин и раб, лежало воображаемое совпадение идей на предмет бессмертия у гетов и Пифагора, которое должно быть поразило греков, поселившихся во Фракии, поэтому они превратили Замолксиса в раба Пифагора, и от них Геродот слышал эту историю.

Помимо приведенных выше рассуждений, нужно, видимо, сделать попытку сравнить по существу пифагорейскую доктрину и веру в бессмертие у друидов. Как известно, мистическая сторона учения Пифагора представляла веру в переселение душ. По пифагорейской доктрине, души злых людей после смерти возвращались в этот мир и продолжали выполнять искупительные существования в животных или других обитателях земли, а души праведников вели в воздушных пространствах чисто духовную жизнь.

Геродот писал, что египтяне первыми создали доктрину, что душа человека бессмертна и что, когда тело погибает, она входит в другое живое существо, которое рождается в это время.

Пройдя через тела всех земных и морских животных и птиц, душа снова вселяется в тело новорожденного ребенка. Ее цикл завершается в 3000 лет. Далее Геродот замечал, что некоторые греки усвоили эту доктрину в прежние времена, некоторые позже, как если бы она была их собственного изобретения. По этому поводу Г. Керк и Ж. Равен замечают, что происхождение этих доктрин безнадежно окутано легендой.

Позднее же было открыто некоторое сходство между учением Пифагора и верованиями, существовавшими в других странах. В уже упоминавшемся свидетельстве Валерия Максима имеются данные, дающие представление о том, что вера в бессмертие у кельтов не согласуется с пифагорейской доктриной, как, например, описанный ранее обычай галлов одалживать друг другу суммы, которые будут выплачены в другом мире.

Подобные же сведения даны у Помпония Мелы, который, подобно Валерию Максиму, писал в первой половине I в. н.э. Он сообщает, что друиды учат: души вечны и существует другая жизнь у Манов, и по этой причине они сжигают или погребают вместе с умершими вещи, принадлежавшие им при жизни, а в прошлом они даже откладывали завершение дел и уплату долгов до их прибытия в другой мир. И были между ними такие, которые добровольно бросались на погребальные костры своих родственников, чтобы разделить новую жизнь с ними. , . , , , . , , “orbe alio”. , , , “orbe alio” , . , , 395 . . ., - , : “ , , , , , , . , , ; , , ”. . . , VI . , , , , , . , , , , , , , . , , , , . , , , . . : “ , , . , , , , , , ”. , , - . , , , . , , , , - , , . , . , - , , , - . , , , . . . , . . , , , , . , , , , , , , . , “ ”, . . II ., , , , . , , . , , , , , , . , , , , . . , , , . , , , , . , , , , : “ , ” “ , ”. ( “ ” ) . , . “ ”. “ ”. , - , , . – . , , , , . , . , . . . , , . На Равнине Игр сонм героев предается состязаниям: несутся серебряные и бронзовые колесницы. Там длится вечный пир, которого не надо готовить, пьют лучшие из вин.

Повсюду раздается сладкая музыка, нажащая слух. В чудесную страну иногда можно перенестись живым (как Кондла и Бран), и иногда можно вернуться оттуда (как Бран). Таким образом, это поэтическое описание потусторонней страны кельтов, содержащееся в ирландских сагах, подтверждает и развертывает сформулированное выше на основании данных литературных классических и археологических источников представление о загробной жизни кельтов как о более счастливом продолжении земной, происходящем где-то далеко за пределами моря.

Важнейшим элементом идеологической деятельности друидов было проводившееся ими воспитание молодежи, вообще представлявшее одну из их самых значительных функций.

Цезарь сообщает, что многие молодые люди, привлеченные привилегиями друидов, из которых главной было освобождение от налогов и военной службы, поступали в обучение к друидам: некоторые по собственной воле, некоторых посылали родители или родственники.

Правда, в этом отрывке Цезаря речь идет только о неофитах “ордена” друидов, о тех, которые по истечении срока ученичества должны были принять жреческий сан друида. Но друиды были и вообще воспитателями знатной галльской молодежи. Об этом говорит Мела, и Цезарь в другом отрывке, называя дисциплины, которым обучали друиды, имеет в виду в качестве из слушателей уже галльскую молодежь вообще.

Друиды учили своих учеников всему тому, что они знали и во что верили сами. Подле них молодые аристократы приобщались к тайнам природы, божества и человеческой жизни, узнавали о своих обязанностях, из которых главная состояла в том, чтобы хорошо сражаться и уметь умирать.

Друиды давали своим ученикам и уроки науки, и уроки морали. Эта система образования представляла один из самых интересных аспектов кельтского общества.

Знатная молодежь подчинялась интеллектуальной дисциплине. Они проходили через период ученичества, который длился иногда 20 лет. Во время обучения молодые люди жили вместе с учителями, деля с ними пищу и кров.

Конечно, это не были школьные группировки или регулярные курсы.

Обучение передавалось, может быть, от человека к человеку, во всяком случае при тесной близости учителя и ученика. Уроки проходили в торжественной обстановке; они давались вдали от людей и их жилищ, в тишине и как бы в непосредственной близости божества, в глубине пещер и лесов. На это таинственное и торжественное обучение друидов намекает Лукан, говоря, что их жилищами являются сокровенные рощи и леса, куда они удаляются. Урок проходил в форме волнующего приобщения к истинам, единственным хранителем которых был жрец и которые он доверял по секрету своему ученику. Из Цезаря мы знаем, что запрещено было записывать стихи друидов. Нужно было слушать, удерживать в памяти, чтобы ничего не забыть из раскрытых истин.

Цезарь объясняет запрещение друидов записывать положения их учения таким образом: “Мне кажется, такой порядок у них заведен по двум причинам: друиды не желают, чтобы их учение делалось общедоступным и чтобы их воспитанники, слишком полагаясь на запись, обращали меньше внимания на укрепление памяти”. Это пожелание друидов сделать их знание общедоступным можно объяснить определенной социальной направленностью их идеологии.

Друидическое знание было привилегией аристократии: одни только знатные были допущены к тому, чтобы узнать друидические истины. И жрецы запрещали записывать что-либо относительно их религии, чтобы учение не распространялось среди плебса.