Причастие и деепричастие

Причастие и деепричастие

Основное направление в изучении причастий - это целеустремленное введение в речевую практику соответствующих причастных конструкций в связи с усвоением различных видов книжной речи. Эта важнейшая целевая установка достигается при помощи раскрытия самого понятия причастия и объяснения свойственных ему грамматических особенностей. Для раскрытия понятия причастия необходимо найти наиболее подходящую синтаксическую базу. Такой базой может послужить наглядное сопоставление синтаксических синонимов типа 'снаряд, который летит - летящий снаряд'. Наблюдая образованные глагольные формы и сопоставляя их с исходными, ученики , направляемые учителем, обращают внимание на то, что данные формы сохраняют значение вида и времени, но вместе с тем получают окончания прилагательных и, как прилагательные, изменяются по родам, числам и падежам. Таким образом, причастие обозначает действие, представляет его в виде признака предмета. Для укрепления синтаксической базы в понимании лексикограмматической сущности причастия учащимся дается задание преобразовать в причастия еще ряд сочетаний слова 'который' с глагольными формами настоящего и прошедшего времени. При этом особо - 2 - подчеркивается необходимость сохранения 'ся' в структуре причастия. После ознакомления с общим понятием причастия необходимо особо остановиться на образовании падежных форм причастий мужского, среднего и женского рода, а также множественного числа, учитывая ,что данные формы чужды речи учащихся, у которых нет естественной практики в образовании падежных форм причастий.Тренировка должна начинаться с задания , требующего образовать устно, а затем записать формы всех падежей для данных словосочетаний причастия с существительным. В дидактический материал включаются причастия настоящего и прошедшего времени, в том числе и причастия с 'ся' , например , 'звенящая струна, изменяющийся голос'. Продолжая эту работу , ученики перспективно знакомятся с причастным оборотом и особенностями его употребления в речи.

Необходимо обратить внимание на то, что причастие с зависимым словом стоит перед определяемым существительным , и просит перестроить предложение таким образом ,чтобы причастие с зависимым словом стояло после определяемого существительного.Причастие с зависимыми словами называется причастным оборотом.Причастный оборот , стоящий после определяемого существительного, в устной речи выделяется паузами, а на письме запятыми.

Умение безошибочно отличать выделяемый причастный оборот от невыделяемого начинает формироваться в процессе неоднократного повторения . ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЕ И СТРАДАТЕЛЬНЫЕ ПРИЧАСТИЯ. ОБРАЗОВАНИЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫХ И СТРАДАТЕЛЬНЫХ ПРИЧАСТИЙ НАСТОЯЩЕГО И ПРОШЕДШЕГО ВРЕМЕНИ. КРАТКИЕ СТРАДАТЕЛЬНЫЕ ПРИЧАСТИЯ. - 3 - Объясняя значения действительных и страдательных причастий, учитель снова может обратиться к синонимическим отношениям , которые наблюдаются между причастиями и сочетаниями личной формы глагола со словом 'который'. Ученикам предлагается 2 таких сочетания со словом 'который' в в именительном и винительном падежах. Эти сочетания учащиеся преобразуют в действительные и страдательные причастия , после чего по вопросам учителя выясняются смысловые различия ними и дается определение и тому и другому Действительные причастия представляют в виде признака действия, совершаемого самим предметом.страдательные причастия представляют в виде признака действия,которому подвергается данный предмет со стороны другого предмета.Уточняя дополнительные признаки страдательных причастий,необходимо подчеркнуть, что при них может быть зависимое существительное или местоимение в творительном падеже (земля, освещенная солнцем), обозначающее действующий предмет. После ознакомления с различиями между действительными и страдательными причастиями учащиеся записывают несколько примеров, находят в них причастные обороты и оприделяемые существительные, ставят нужные знаки препинания и указывают действительные и страдательные причастия.

Переходя к изучению правил формообразования причастий, учитель сообщает ученикам о том что действительные причастия образуются от переходных так и от непереходных глаголов, а страдательные причастия только от переходных глаголов и что причастия имеют только настоящее и прошедшее время, а будущего времени не имеют. Затем учащимся объясняются правила образования действительных причастий на основе составления схемы формообразования. - 4 - Пример.Действительные причастия - настоящее время: стеречь - стерег - стерегущий; - прошедшее время: кричать - кричавший.

Необходимо знать, что от глаголов несовершенного вида образуются причастия настоящего и прошедшего времени, а от глаголов совершенного вида - только прошедшего времени, так как такие глаголы вообще не имеют настоящего времени.

Характеризуя средства и способы образования страдательных причастий, используют также формообразовательные схемы.

Пример.Страдательные причастия - настоящее время: рисовать - рисуют - рисуемый; - прошедшее время: рассказать - рассказанный.

Иногда для образования страдательных причастий настоящего времени используется суффикс 'ом' (вести - ведут - ведомый). От большинства глаголов несовершенного вида не образуются страдательные причастия прошедшего времени ( бросать - бросаемый). Основной вид самостоятельной работы, формирующий быстро образовывать страдательные причастия,- это нахождение данных форм от подобранных учителем переходных глаголов. Очень полезно самостоятельное нахождение всех возможных для данного глагола форм действительных и страдательных причастий. В изучении образования и употребления кратких форм страда- - 5 - тельных причастий форму, которая позволила бы учащимся самостоятельно встретиться с краткими причастиями в процессе выполнения грамматических заданий. Такой платформой может быть задание, требующее преобразовать неопределенно-личную конструкцию с прямым дополнением и формой прошедшего времени переходного глагола в конструкцию с кратким страдательным причастием. ПЕРЕХОД ПРИЧАСТИЙ В ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ И СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ. Явление перехода причастий в прилагательные и существительные раскрывается на материале сравнения следующих словосочетаний: - подходящий поезд - подходящий случай; - учащиеся дети - лучшие учащиеся. Здесь причастия перешли в качественное прилагательное и в существительное. МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР ПРИЧАСТИЙ. В завершающий этап работы по изучению причастий можно включить серию заданий аналитико-синтетического и синтетического характера.

Аналитические задания предполагают опознание причастий в отрывках связного текста и отдельных предложениях и харектеристику их морфологических особенностей и синтаксических функций, а также общей роли в стилистической организации текста.

Указанная работа предполагает собой морфологический разбор причастий, который необходимо проводить в следующем порядке: 1. Выразительное чтение текста; 2. Выделение причастий вместе с оприделяемым им существи- - 6 - тельным; 3. Решение вопроса о том является ли причастие одиночным или же имеет при себе зависимые слова; 4. Указание начальной формы причастия; 5. Характеристика морфологических особенностей и структуры причастия; 6. Указание синтаксической роли , рода и числа для кратких страдательных причастий, сопоставления с полной формой.

Разбор причастий может сопровождаться вопросами, требующими объяснения их отдельных особенностей. При наличии соответствующих текстов может быть поставлен вопрос о стилистической роли причастий.

Задания аналитико-синтетического характера могут представлять собою : - образование всех возможных причастных форм от данных глаголов ' защищать - защищающий, защищавший, защищаемый'; - составление предложений с придаточным определением и заменой его причастным оборотом ' Вопрос, который поставил учитель, требовал смекалки - Вопрос, поставленный учителем, требовал смекалки.' - постановка причастного оборота перед определяемым словом и после него ' Поставленный учителем вопрос требовал смекалки - Вопрос, поставленный учителем, требовал смекалки.'. Задания синтетического характера - это устные и писменные изложения, сочинения, рассказы. - 7 - ПОНЯТИЕ О ДЕЕПРИЧАСТИИ. ДЕЕПРИЧАСТИЯ НЕСОВЕРШЕННОГО И СОВЕРШЕННОГО ВИДА. ДЕЕПРИЧАСТНЫЙ ОБОРОТ. РАЗБОР ДЕЕПРИЧАСТИЙ. В процессе изучения деепричастий учащиеся должны усвоить семантико-грамматическую специфику деепичастия как особой формы глагола, обозначающей добавочное действие, должны выделить 2 разновидности деепричастий ( деепричастия несовершенного и совершенного вида ) и уяснить особенности их образования, должны практически освоить деепричастный оборот и научиться рационально использовать его в собственной устной и письменной речи. Всю работу на достижение указанной цели необходимо строить с учетом того, что деепричастия, как и причастия, являются в основном принадлежностью книжного стиля и до начала их изучения мало используются в практике. Для того чтобы раскрыть понятие деепричастия необходима демонстрация яркого литературного примера, насыщенного деепричастными формами, которые наглядно выражают значение дополнительного действия, функцию обстоятельства. 'У костра, вытаращив испуганные глазенки, держась одной рукой за кнут, а другую приподняв, точно защищаясь, стоял худенький черноголовый парнишка.' ( А. Фадеев ). После чтения примера учитель предлагает выделить в нем подлежащее и сказуемое ( мальчишка стоял ), а затем просит уточнить, как именно стоял мальчишка.

Ученики без труда объясняют, что мальчишка стоял, вытаращив испуганные глаза. Таким образом устанавливается, что данные словосочетания от- - 8 - вечают на вопрос КАК? и служат в предложении обстоятельствами образа действия. Далее ученики находят в каждом из этих словосочетаний главное слово ( вытаращив, держась, приподняв, защищаясь ) и уясняют значение дополнительного действия, выражаемое каждым из этих слов, по отношению к основному действию, которое обозначено сказуемым 'стоял'. Таким образом, неизменяемая глагольная форма, которая обозначает добавочное действие, и служит в предложении обстоятельством, называется деепричастием.

Деепричастия, как и все другие формы глагола, подчиняют себе формы косвенных падежей существительных, местоимений, а также наречия. Для объяснения способов образования деепричастий ученики под руководством учителя строят формообразовательные схемы, выявляют глагольные основы и формообразующие суффиксы. На этой фазе формулируются правила образования деепричастий.

Деепричастия бывают совершенного и несовершенного вида.

Образование деепричастий несовершенного вида. 'лежать - лежащий - лежа; нести - несут - неся; улыбаться - улыбаются - улыбаясь'. При наличие возможности рассматриваются некоторые частные случаи: 1. в прошлом нередко употреблялись в народно-разговорной речи деепричастия несовершенного вида на 'учи - ючи': - 9 - 'Никого не осуждаючи, он один слова утешные говорил мне умираючи.'(Н. Некрасов). В современном языке из этих форм употребляется лишь форма ' будучи '. 2. Деепричастия несовершенного вида не образуются: - от глаголов, теряющих в прошедшем времени суффикс ' ну ': ' пахнуть - пах, сохнуть - сох, стынуть - стыл '; - от глаголов с основой настоящего времени на ' г - к ' : ' бегут, пекут '; - от глаголов без гласных звуков в основе настоящего времени: ' пьют,шьют,ткут '. Наиболее эффективной формой практической работы по образованию деепричастий несовершенного вида является многократное повторение формообразовательного акта на базе приведенной схемы с выделением из данной группы глаголов только глаголов несовершенного вида.

Дидактический материал: брызгать, брызнуть, мелькать, мелькнуть, прыгать, прыгнуть, двигаться, двинуться, трясти, тряхнуть, пугать, вспугнуть, предполагать, предположить, изучать, изучить. ОБРАЗОВАНИЕ ДЕЕПРИЧАСТИЙ СОВЕРШЕННОГО ВИДА. Отдохнуть - отдохнув, отдохнувши - 10 - улыбнуться - улыбнувшись перенести - перенесши изнемочь - изнемогши Основа неопределенной формы плюс суффиксы ' в - вши ' ( после гласных ) или ' ши ' ( после согласных ) плюс ' сь '. В процессе построения схемы учащиеся усваивают основное правило образования деепричастий совершенного вида.

Дополнительно им сообщаются также и некоторые частные случаи, а именно: 1. От некоторых глаголов деепричастия совершенного вида образуются при помощи суффикса ' а ' - в этом случае могут существовать параллельные формы: ' простясь - простившись, возвратясь - возвратившись '. 2. Деепричастия совершенного вида с суффиксом ' а ' наблюдаются в некоторых устойчивых словосочетаниях: ' очертя голову, сломя голову, спустя рукава, скрепя сердце '. Как и в предыдущем случае, учащиеся упражняются в образовании форм деепричастий совершенного вида. С этой целью используется приведенный выше дидактический материал, из которого учащиеся выбирают только глаголы совершенного вида. В общей оценке значений деепричастий нежелательно категорически заявлять ученикам, что деепричастия несовершенного вида обозначают ' действие незаконченное ', а деепричастия совершенного вида - ' действие законченное ', ибо фактически видовые значения деепричастий сохраняют все многообразие видовых значений спрягаемых глагольных форм.

Учащиеся знают, что совершенный вид может обозначать: - результат ( построить, воспитать ); - 11 - - однократность или мгновенность ( встряхнуть, сверкнуть ); - начало действия ( заговорить, запеть ) и т.д. При изучении деепричастий несовершенного вида учащиеся могут вспомнить приведенную выше трактовку категории вида. После изучения способов образования деепричастий несовершенного и совершенного вида учитель знакомит учащихся с деепричастным оборотом и синтатическими функциями деепричастия. В каждом примере учащиеся находят сказуемое и ставят от него смысловой вопрос к деепричастию. При этом волей - неволей отвечать на данный вопрос приходится не одним деепричастием, а деепричастием с относящимися к нему словами. Таким образом легко выделяется деепричастие и относящиеся к нему слова и раскрывается понятие деепричастного оборота. Далее внимание учащихся обращается на то, что деепричастный оборот в предложении является обстоятельством и может стоять в конце предложения, в его начале или середине и что в любом из этих положений деепричастный оборот в устной речи выделяется паузами, а на письме - запятыми. В дополнение к этим выводам учитель уточняет, что одиночное деепричастие также обычно выделяется паузами в устной речи, а на письме - запятыми.